развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисунчатые шрифты), Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный шрифт (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный шрифт. Дальнейшее же развитие критского рисунчатого шрифта, во 2-м тысячелетии до н.э. привело к возникновению линейного шрифта (линейное письмо А), более поздняя форма которого (линейное письмо Б) в 15 - 13 вв. до н.э. встречалось в Кноссе, Пилосе и Микенах. У семитских народов алфавитный шрифт возник довольно рано: из его финикийской ветви образовался греческий алфавит. Образцы (финикийского письма сохранились на камнях, глиняных табличках и папирусах. Греки использовали некоторые его формы в своем шрифте надписей на камне. Впоследствии он мало изменился, однако письмена на вазах 6 в. уже содержат в себе элементы более позднего шрифта, в котором исчезают формы букв, характерные для надписей, сделанных с помощью резца. Этот шрифт в свою очередь явился предшественником древних европейских алфавитов: латинский шрифт оказал сильное воздействие на развитие шрифтов Западной Европы. Развитие греческого шрифта можно проследить начиная с 4 в. до н.э. Папирусы и надписи позволяют выделить курсив, служивший для повседневного употребления, и каллиграфический книжный шрифт. Древнейшие формы каллиграфических шрифтов восходят к т.н. стилю надписей, который представляет собой маюскульное (из заглавных букв) письмо без деления на слова и предложения. В 3 в. до н.э. возникает более элегантное птолемеевское книжное письмо и параллельно с ним птолемеевскпй деловой шрифт, в котором двухлинейная схема уже не применяется. В книжном шрифте 2 в. до н.э. появляется "стиль крестиков", назывался так благодаря обилию в текстах декоративных крестиков (к этому времени, например, относится "розеттский камень"). Более стилизован строгий стиль (2-3 вв. н.э.). из которого возник так называемый библейский стиль (4 в.). Он получил также название "унциальное письмо". К этому виду шрифтов восходил коптский стиль (6- 10 вв.). В конце 8 в. начал развиваться греческий минускульный шрифт, которым с небольшими изменениями пользовались н в средние века. В латинской письменности также на ряду с книжным шрифтом имелся и деловой курсив. Древнейший латинский книжный шрифт - капитальное письмо - произошел от шрифта надписей. В 3 в. возникло унциальное письмо с сильной тенденцией к закругленным формам. В результате смешения унциальных букв с минускульными формами в 4 в. возникло полуунциальное письмо, которое сыграло важную роль в дальнейшем развитии латинского шрифта. Из полууициала и римского курсива вышли так называемые национальные шрифты (ирландско-англосаксонские шрифты, вестготский, меровингский, лангобардский шрифты), ставшие переходным этапом к каролингскому минускулу (около 800). В результате реформы письменности, проведенной Карлом Великим, произведения античных авторов были переписаны единым новым шрифтом, пришедшим на смену трудночитаемым национальным шрифтам, чем и объясняется его большое значение для истории сохранения латинской литературы. Древние маюскульные шрифты использовались при написании заглавий. В 12 в. сформировался готический шрифт с его ломаными формами. В нем также различают собственно книжный шрифт и курсив, имеющий множество разновидностей. В эпоху гуманизма на основе каролингских минускул возник шрифт гуманистов.
В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2