Значение ШЁСТРЁМ ВИКТОР ДАВИД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШЁСТРЁМ ВИКТОР ДАВИД

(Sjostrom) Виктор Давид (20.9.1879, Сильбодаль, - 3.1.1960, Стокгольм), шведский кинорежиссёр, актёр. С 1896 на сцене театра Васа (Стокгольм). В 1912 дебютировал в кино в фильме 'Вампир' и в том же году снял фильм 'Лесничий'. Ранние картины Ш. близки мелодраме, но среди них выделяются актуальностью социальной проблематики: 'Ингеборг Хольм' (1913), 'Забастовка', 'Один из многих' (обе - 1914), 'Терье Виген' (1916). Эпическая мощь образов, яркие незаурядные характеры героев, сражающихся с обществ. несправедливостью и дикой природой, новаторский монтаж сделали Ш. основоположником т. н. шведской классической киношколы. Ш. развил новый стиль в своих фильмах 'Горный Эйвинн и его жена', 'Девушка с торфяного болота' (оба - 1917), 'Сыновья Ингмара' (1918), 'Карин, дочь Ингмара' (1919), 'Возница' (1920), где исполнял главные роли. В 1923-30 работал в Голливуде, затем вернулся на родину. В 1930 создал один из первых шведских звуковых фильмов 'Маркуреллы из Вадчёпинга'. Последняя режиссёрская работа Ш. - историческая драма 'Под красной мантией' (1937; в сов. прокате - 'Под кардинальской мантией'); последняя роль - профессор Борг ('Земляничная поляна', 1957, режиссер И. Бергман).

Большая советская энциклопедия, БСЭ.