('Книга о царях'), название прозаических и стихотворных сводов, в которых были собраны мифы, эпические сказания и исторические хроники иранских народов. Самым значительным из них является эпопея Фирдоуси. От остальных сводов сохранились лишь фрагменты в пересказе различных авторов. Первоначально своды назывались 'Худай-наме', впоследствии появилось название 'Ш.'. Своды начали составлять во времена Сасанидов (3-6 вв.) на среднеперсидском языке, а в 8-9 вв. их стали переводить на арабский. Ни один из этих сводов в оригинале или в арабском переводе до настоящего времени не дошёл. В 10 в. на основе 'Худай-наме' и др. среднеперсидских сочинений, а также их арабских переводов были составлены 'Ш.' на языке фарси (дари). Поэт Масуди Марвази написал стихотворное 'Ш.', по-видимому, включавшее мифологию, эпос и придворную хронику Сасанидов. Поэт Абу-ль-Муаййад Балхи создал прозаическое 'Ш.', которое включало дастаны и эпизоды, отсутствующие в 'Ш.' Фирдоуси. В 957 был закончен т. н. Абу-Мансуров прозаический свод (по имени саманидского военачальника, на средства которого составили книгу). 'Ш.' Фирдоуси было начато поэтом Дакики, но он успел написать не более одной тысячи бейтов . Первая редакция была завершена в 994, но это была не полная версия поэмы. Основная её редакция была создана в 1010-11.
Лит.: Бартольд В. В., К истории персидского эпоса, Соч., т. 7, М., 1971; Османов М.-Н., Своды иранского героического эпоса ('Худай-Наме' и 'Шахнаме') как источники 'Шахнаме' Фирдоуси, 'Уч. зап. института востоковедения', 1958, т. 19; Сафа З., Хамасесараи дар Иран, Тегеран, 1946.
М.-Н. Османов.