(фарси) в иранской мифологии царь, провозгласивший зороастризм государственной религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе; среднеиран. Виштасп. Согласно «Шахрихаин Эран», религиозному произведению на среднеиранском языке, Виштасп повелел Зардушту - Заратушгре записать «Авесту» (1200 глав) специальным религиозным шрифтом на золотых досках и поместить ее в «сокровищницу (храм) огня». В «Денкарте» упомянута десятая, не дошедшая до нас книга «Авесты» «Виштасп-Наск», посвященная борьбе Виштаспа с царем хионитов Арджаспом, противником зороастризма (о победе Виштаспа над ним повествует поэма на среднеиранском языке «Йадгар Зареран», ем. в ст. Арджасп).Согласно «Шахнаме», Г. - сын иранского царя Лухраспа. Отец не желает уступить ему трон, и Г. отправляется в Рум (Византию), где в него влюбляется дочь кесаря Китаюн (сначала увидевшая Г. во сне). Кесарь отрекается от дочери, и влюбленные скрываются от его гнева у одного из румийских вельмож. Однако Г. своими подвигами (убийством чудовищного волка и др.) добивается расположения кесаря и тот отдает ему в жены трех своих дочерей, в т. ч. и Китаюн. После победы Г. над противником Рума хазарским царем Ильясом кесарь замышляет с помощью Г. завладеть Ираном, но Лухрасп добровольно уступает престол Г. Став царем, Г. начинает опасаться притязаний на трон со стороны своего сына Исфандияра и коварно губит его. И. С. Брагинский.
Значение слова ГУШТАСП в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое ГУШТАСП
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012