Значение ШАДР ИВАН ДМИТРИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШАДР ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

(настоящая фамилия - Иванов) Иван Дмитриевич [30. 1 (11. 2). 1887, Шадринск, ныне Курганской области РСФСР, - 3.4.1941, Москва], советский скульптор. Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903-07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907-08), в Париже (1910-11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена , и в Риме (1911-12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926).

Ранние произведения Ш. (проект памятника 'Мировому страданию', 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля 'модерн' . Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды . Под влиянием революционной действительности тяготение Ш. к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Свойственная Ш. пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик ['Красноармеец', 'Рабочий', 'Сеятель' (см. илл. ), 'Крестьянин' (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все - гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)]. В скульптуре 'Булыжник - оружие пролетариата' (см. илл. ) динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс.

С 1924 Ш. много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (Грузинская ССР; см. илл. ); образ вождя раскрывается в своём историческом величии и жизненной правдивости. Монумент органически сочетается с окружающей его горной природой, архитектурой гидростанции и её плотиной. Итогом поисков Ш. в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой (см. илл. )].

Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Ш. портретов: 'Мать' (гипс, 1922, собр. Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), 'Максим Горький. Буревестник' (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.). Творчество Ш., исполненное революционной романтики, сыграло важную роль в утверждении социалистического реализма в советской скульптуре.

Лит.: Колпинский Ю. Д., И. Д. Шадр. 1887-1941, М., 1954; И. Д. Шадр [1887-1941]. Юбилейная выставка к 75-летию со дня рождения. Каталог, М., 1962; Воронова О. П., Шадр, М., 1969.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.