слух, синопсия (англ. colour hearing, нем. Farbenhoren, франц. audition coloree), ощущение различных цветов, а также все внепредметные пространственные и графические представления, возникающие при восприятии определённых звуков, созвучий, тональностей; частный случай синестезии (дословно - соощущения). Ассоциации Ц. с. подразделяются на общезначимые естественные синестезии, основанные на т. н. натуральном условном рефлексе , и произвольно-субъективные, в которых фиксируются случайные отношения между зрением и слухом. Ярко выраженным Ц. с. обладали многие музыканты, художники, писатели (например, А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, Б. В. Асафьев, В. В. Кандинский, Ф. Гарсиа Лорка). С областью Ц. с. соприкасаются такие ассоциативные представления, как 'яркий', 'матовый' звук, 'тонкий' свист, 'кричащие' цвета и т.п. Интерес к изучению Ц. с. в значительной мере стимулируется современными экспериментами в области синтеза музыки и света (см. Цветомузыка ) .
Лит.: Галеев Б. М., Проблема синэстезии в искусстве, в кн.: Искусство светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванечкина И. Л., О 'цветном слухе' А. Н. Скрябина, в сборнике: Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме 'Свет и музыка'. (Третья конференция), Казань, 1975; Weliek A., Musikpsychologie und Musikasthetik, Fr./M., 1963.
Б. М. Галеев.