Значение ХАТЧЕСОН ФРЭНСИС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ХАТЧЕСОН ФРЭНСИС

(Hutcheson) Фрэнсис (8.8.1694, Северная Ирландия, - 1747, Глазго), шотландский философ. Профессор моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи А. Шефтсбери ; оказал влияние на Д. Юма и А. Смита. Согласно Х., в основе красоты, нравственности и религии лежат особые, независимые друг от друга, 'внутренние' врождённые чувства - эстетическое, моральное и религиозное. Так, 'моральное чувство' - это инстинктивное эмоциональное одобрение или осуждение поступков. Различая 'склонности' как длительные и ясные влечения и 'страсти' как неустойчивые и слепые, Х. понимал добродетель как склонность ко всеобщему благу - 'наибольшему счастью наибольшего числа людей'. Человеколюбие и сознание долга, по Х., не утилитарно, а подобно естественному тяготению. Поскольку моральное чувство имеется также и у неверующих, этика у Х. не зависит от религии. Учение Х., направленное против Т. Гоббса и Б. Мандевиля, противостоит эвдемонизму и рационализму.

Эстетика Х. созвучна учению Канта о незаинтересованности эстетического наслаждения, но в противоположность Канту утверждает чувственное происхождение прекрасного. Основные принципы прекрасного - гармония, пропорциональность, единство в многообразии.

Соч.: Works, v. 1-6, Glasgow, 1769-74; в рус. пер. - Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика, М., 1973, с. 43-269.

Лит.: Английские деисты XVII и XVIII столетий, 'Зап. имп. Новороссийского университета', 1868, т. 3, в. 1; Мееровский Б. В., Эстетика Френсиса Хатчесона, в кн.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика, М., 1973, с. 7-41; Vigone L., L'etica del sense morale in F. Hutcheson, Mil., 1954; Blackstone W. Т., F. Hutcheson and contemporary ethical theory, Athens, 1965; Ossowska М., Mysl moralna oswiecenia angielskiego, Warsz., 1966: Scott W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, N. Y., 1966.

Б. Э. Быховский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.