(франц. altruisme, от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. Термин введён в этику французским философом О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму . Принцип А. восходит к древневосточным нравственным представлениям, формулируется в христианстве ('возлюби ближнего своего, как самого себя') , а в 17-18 вв. становится компонентом многих этических учений ( Шефтсбери , Хатчесон , А. Смит , Ж. Руссо и др.). В истории морального сознания человечества принцип А. имел двоякое значение. С одной стороны, начиная с эпохи разложения первобытных общин, он выражал нормы взаимопомощи в рамках личных взаимоотношений индивидов, противодействуя влиянию частнособственнических интересов и др. общественных тенденций, разделяющих людей, формировал сознание людей в духе бескорыстного служения друг другу. А. сохранил это значение вплоть до буржуазного общества, где распространяется на область частной благотворительности и личных услуг. С другой стороны, всякая попытка представить принцип А. как путь преобразования антагонистического общества на внеэгоистических началах в конечном счёте вела к идеологическому лицемерию, скрывала антагонизм классовых отношений. В условиях социализма принцип А. сохраняет значение главным образом в области личных взаимоотношений между людьми, оказываясь недостаточным там, где люди служат '...не их "ближним", а "дальним", т. е. всему обществу в целом...' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 22).
О. Г. Дробницкий.