(от араб. хаваридж, буквально - вышедшие, возмутившиеся), приверженцы одной из мусульманских сект. Движение Х. зародилось в период острой борьбы за власть в Халифате , когда в 657 часть воинов халифа Али , происходивших из кочевых арабских племён, выступила против усиления политического господства знати и захвата ею земель мусульманской общины. Их стали называть Х. Хотя в 658 Али разбил Х., их ряды продолжали пополняться в основном за счёт социальных низов - как мусульманами, выходцами из арабских племён, так и не арабами, обращенными в ислам. Восстания Х. не прекращались в районе Басры и Куфы с 660 до 681. Х. выступали за равенство всех мусульман, сохранение общинного землевладения, выборность халифа общиной, имеющей право и низложить его (причём халифом мог стать любой правоверный мусульманин). В конце 7 в. в результате раскола среди Х. (684) формируется несколько течений: ибадиты ( абадиты ), азракиты, софриты. Ибадиты уклонились от вооружённой борьбы, а восстания азракитов (с 695 - и софритов) продолжались в Ираке и Хузистане до 697. Усиление феодального гнёта в 8 в. вызвало восстания ибадитов на юге Аравии, др. течений Х. в Иране и Ираке. В середине 8 в. движение Х. охватило племена Северной Африки (восстания в Марокко, Ифрикии), где они создали ряд имаматов: имамат Ростемидов (в Тахерте), имамат в Сиджильмасе и др. (уничтожены Фатимидами в 909).
Х.-ибадиты встречаются в современном Омане, ряде государств Северной Африки и некоторых др. арабских странах.
Лит.: Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Чураков М. В., Хариджитские восстания в Магрибе, в сборнике: Палестинский сборник, в. 7 (70), М. - Л., 1962; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (лит.).
М. В. Чураков.