Значение слова ХАРИДЖИТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ХАРИДЖИТЫ

самая ранняя мусульм. секта, скорее даже политическая партия, демократического характера. После битвы Алия с Мо?вией при Сыффине в 657 г., 12000 чел. из 70000-ного войска Алия, возмущенные его малодушным и себялюбивым поведением, решили, что быть халифом он заслуживает не более, чем Моавия, и отделились ("хараджу") от остальных его приверженцев (впоследствии получивших имя шиитов — см.). Так образовалась секта X., первоначально характера почти чисто арабского, бедуински-демократического, провозглашавшая, что притязания на халифство могут иметь основание не в наследственности и не в происхождении, а исключительно в личных качествах претендента: только по своим личным заслугам он может быть избран общиной в ее главы, "имамы", а недостойному имаму община может и отказать в повиновении; параллельно с этим X. ставили строжайшие требования к поведению также каждого отдельного человека, резко подчеркивая притом учение о загробном воздаянии. Выбрав себе, вместо Алия, своего собственного халифа Абдаллаха ибн-Вахба (658), X. утвердились около Нах-равана (немного к сев. от позднейшего Багдада); в упорной битве Алий истребил до 1800 наиболее ярых, но остальные рассеялись по ближайшим округам нижней Месопотамии и перс. областей Хузистана и Фарса. Смешанное полуарамейское население этих провинций, недовольное тягостью арабских налогов и презрительным отношением победителей к себе, с готовностью присоединилось к секте X., которая проповедовала верховенство общины и, в своем последовательном демократизме провозгласила принцип, что главенство (имамат) может принадлежать и не арабу, если он этого достоин, и что все национальности равны. X. были страшны арабскому правительству (Алию, Омейядам, первым Абб?сидам) более ста лет (см. Омейяды), да и во времена Харуна ар-Рашида возмущения X. были очень опасны для государства, так что в 796 г. Харун хотел было совершенно срыть сочувствовавший X. Мосул и перебить его жителей; в 806 г. смуты X. охватили вост. Аравию, в 807 г. — Сирию. При слабых халифах всей второй пол. IX в. бедуинское и курдское население сев. Месопотамии и Азербейджана не прекращало подымать харидж. восстания, грабило соседние области халифата и только халиф Мотадыд сумел их сломить в 893—896 г.; отдельные возмущения у Мосула происходили еще и позже, но уже чисто политического характера.См. предисл. С. де Саси к I т. "Expos? de la religion des Druzes" (П., 1838); P. Дози, "Essai sur l'hist. de l'isl." (Лейд., 1879, 211 — 219); А. Ф. Кремер, "Gesch. d. herrsch. Ideen des Isl." (Лпц., 1868, 16 и 364 — 372); А. Мюллер, "Ист. сл." (СПб., 1895, I, 360 сл.; II, 239 — 240); И. Гольдциэр, "Muhamm. Studien" (Галле, 1889, I, 138, 154, 197, 248); Брюннов, "Die Ch. unter den ersten Omajjaden" (Лейд., 1884).A. Крымский.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.