Значение ФИБИХ ЗДЕНЕК в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФИБИХ ЗДЕНЕК

(Fibich) Зденек (21.12.1850, Вшеборжице, v 15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист, хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фортепиано), С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1865v67). Совершенствовался в Париже и Мангейме. С 1871 до конца жизни работал в Праге (лишь в 1873v74 преподавал пение в школе в Вильнюсе). Был 2-м дирижёром и хормейстером 'Временного театра' (1875, 1877), возглавлял русский хор в православной церкви (1878v81). Преподавал главным образом фортепианную игру (среди учеников v К. Коваржовиц, О. Острчил, З. Неедлы). Крупнейший (после Б. Сметаны и А. Дворжака) представитель национальной школы, Ф. был носителем романтических традиций в чешской музыке. Стиль Ф. сформировался под влиянием нем. музыкального романтизма (главным образом сочинения Р. Шумана), а также чеш. романтической поэзии (многие вокальные сочинения Ф. написаны на стихи Я. Врхлицкого). Произведения Ф. отличаются драматизмом, поэтичностью, лирической взволнованностью, патриотическими устремлениями (некоторые основаны на чеш. народном эпосе); в них используется национальный музыкальный фольклор. Среди сочинений v оперы 'Бланик' (1877), 'Мессинская невеста' (по Шиллеру, 1883), 'Буря' (по Шекспиру, 1894), 'Геды' (по Байрону, 1896), 'Шарка' (1897), трилогия мелодрам 'Ипподамия' (слова Врхлицкого, 1889v91), близкая к музыкальным драмам Р. Вагнера; 3 симфонии, симфонические поэмы, камерно-инструментальные ансамбли, песни, циклы фортепианных пьес.

Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М. v Л., 1951, с. 310v16, 422v36.

З. К. Гулинская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.