социализм, разновидность донаучного социализма, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.
Впервые термин 'Ф. с.' был употреблен К. Марксом н Ф. Энгельсом в 'Манифесте Коммунистической партии'. Они относили к его представителям часть французских легитимистов (Ж. Вильнёв-Баржемон, Ш. Монталамбер и др.) и 'Молодую Англию' , в которую входили аристократические тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизраэли . Историко-философская концепция Ф. с. была разработана Т. Карлейлем . Теоретическими источниками явились философия католицизма, схоластический реализм, мистика Э. Сведенборга , реакционный романтизм 18 v начала 19 вв. (Э. Бёрк , Р. Саути, С. Колридж, Л. Бональд , Ж. Де Местр ) , традиционализм исторической школы права и др. учения, которые представители Ф. с. использовали преимущественно для провиденциалистско-телеологического (см. Провиденциализм ) обоснования своих социально-политических построений. Формирование Ф. с. произошло после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоявших буржуазии справа и слева, своеобразном антикапиталистическом фронте феодалов и трудящихся.
Ф. с. представлял исторический процесс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача которых охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нём 'искусственных' элементов. С точки зрения Ф. с., установление политического господства промышленной буржуазии привело к распаду традиционных общественных связей, к возникновению хаотической массы преследующих эгоистические цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением промышленной цивилизации с феодально-патриархальными принципами общественного бытия, отвечающими извечной 'человеческой природе': иерархия, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политических установлений и лиц, в которых они воплощены (монархи, герои, земельные магнаты и 'капитаны промышленности', как назвал их Карлейль). Программа Ф. с., отразившая интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности народных масс. К Ф. с. тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением промышленного капитализма (городское мещанство, чиновничье-бюрократические элементы, часть интеллигенции).
К. Маркс и Ф. Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феодальными социалистами антигуманистических сторон капиталистической цивилизации, в целом характеризовали Ф. с. как ведущее направление реакционного социализма 30v40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью которого является христианский социализм , получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы ) .
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Кан С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967.
И. Н. Неманов.