(Feuchtwanger) Лион (7.7.1884, Мюнхен, v 21.12.1958, Лос-Анджелес, США), немецкий писатель. Получил филологическое образование в Мюнхене и Берлине; доктор философии (1907). Занимался журналистикой, театральной критикой. Антивоенная позиция Ф. в 1914v1918 выразилась в стихах, обработках 'Персов' по Эсхилу (1917), 'Мира' по Аристофану (1918), в пьесах 'Военнопленные' (1919) и др. Эмигрировав из Германии (1933), жил во Франции, участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с В. Бределем и Б. Брехтом издававшийся в Москве в 1936v39 журнал 'Ворт' ('Das Wort'). Посетив СССР, написал книгу 'Москва 1937' (1937, рус. пер. 1937). В 1940 был интернирован во Франции, застигнут немецкими войсками и с трудом спасся. Последние годы жизни провёл в США.
Основная проблематика творчества Ф. v альтернатива действия и философского созерцания, v впервые обозначившись в 'драматическом романе' 'Томас Вендт' (1920), была продолжена в исторических романах 'Еврей Зюсс' (1920v22, опубл. 1925, рус. пер. 1929) и 'Безобразная герцогиня' (1923, рус. пер. 1935). В 1930 появился роман 'Успех' (рус. пер. 1935), составивший 1-ю часть трилогии 'Зал ожидания'; др. романы v 'Семья Оппенгейм' (1933, рус. пер. 1935; в позднейших изданиях v 'Семья Опперман') и 'Изгнание' (1939, рус. пер. 1939). По глубине социального анализа 'Успех' v выдающееся реалистическое произведение, разоблачавшее гитлеризм уже в его ранних проявлениях. Изобразив в 'Семье Оппенгейм' крах буржуазного гуманизма, в романе 'Изгнание' Ф. критически пересматривает свою принципиальную обособленность от политической борьбы, показывая осознанную тягу лучшей части нем. эмиграции к новой, социально преображенной жизни на родине. Центральная проблема исторических романов Ф. 30-х гг. v проблема личности, которая, воплощая в себе гуманистические духовные ценности, находится в определённом отношении к народу и социальной практике (трилогия об Иосифе Флавии v 'Иудейская война', 1932, рус. пер. 1937; 'Сыновья', 1935, рус. пер. 1937; 'Настанет день', 1942). Историческим романам Ф. присущ остроактуальный подтекст ('Лже-Нерон', 1936, рус. пер. 1937). Подлинные исторические лица и события накануне фашистского переворота в романе 'Братья Лаутензак' (1943) придают социально-политическому анализу происходящего большую конкретность и глубину. Роман 'Симона' (1944) рассказывает о юной героине французского Сопротивления. Обогащенный историческим опытом победоносной антифашистской войны и социалистических преобразований в ряде европейских стран, Ф. в принципе приемлет и путь, которым эта победа была достигнута, v революционная активность народных масс. Эти идеи нашли выражение в произведениях Ф., тематически связанных с Великой французской революцией: в романах 'Лисы в винограднике' (1947, рус. пер. 1959), 'Гойя, или Тяжкий путь познания' (1952, рус. пер. 1955), 'Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо' (1952, рус. пер. 1956) и пьесе 'Вдова Капет' (1956).
Ф. создал новый тип исторический двупланового романа (в известной степени рационалистического). Многие произведения Ф. экранизированы. Национальная премия ГДР (1953).
Соч.: Gesammelte Werke in Einzelausgaben, Bd 1v10, 12v14, В., 1959v64: в рус. пер. v Собр. соч., вступ. ст. Б. Сучкова, т. 1v12, М., 1963v68.
Лит.: Фрадкин И. М., Пафос истории, творимой народом, в его кн.: Литература новой Германии, М., 1961; Рачинская Н. Н., Лион Фейхтвангер, М., 1965; Сучков Б., Лики времени, т. 1, М., 1976; Leupold Н., Lion Feuchtwanger, Lpz., 1967; Николаева Т. С., Разум против варварства, Саратов, 1972.
И. М. Фрадкин.