Значение ФЕЙДЕР ЖАК в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФЕЙДЕР ЖАК

(Feyder) Жак (настоящая фамилия Фредерике, Frederix) (21.7.1888, Иксель, близ Брюсселя, v 25.5.1948, Пранжен, Швейцария), французский кинорежиссёр. С 1908 актёр театра, затем кино. Как режиссёр дебютировал в 1916 v 'Господин Пенсон, полицейский'. В 1921 поставил яркую, экзотическую картину 'Атлантида', имевшую большой коммерческий успех. Лучшие немые фильмы Ф. v 'Кренкебиль' (1922, по А. Франсу), 'Грибиш' (1925), 'Тереза Ракен' (1928, по Э. Золя) v противостояли экранным стандартам, утверждали национальное своеобразие и реализм французского киноискусства. В сатирическом кинопамфлете 'Новые господа' (1928) разоблачались буржуазным парламентаризм, карьеризм и беспринципность политиканов. В 1929v33 Ф. работал в США. Трагическое одиночество человека в буржуазном мире, мотивы тоски, неустроенности, иллюзорности окружающего составляют основное содержание крупнейших работ Ф. 'Большая игра' (1934) и 'Пансион 'Мимоза'' (1935). В исторической комедии 'Героическая кермесса' (1935) блестяще передан колорит эпохи, реставрированы быт и нравы Фландрии 18 в. После оккупации Франции немецкими фашистами Ф. эмигрировал в Швейцарию, возвратился на родину в 1945. Последняя работа v 'Макадам' (1946). В ряде фильмов Ф. ведущие роли исполнила его жена Ф. Розе . Автор книги 'Кино v наша профессия' (1944, совместно с Ф. Розе).

Лит.: Божович В., Творчество Жака Фейдера, М., 1965.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.