идеалистически ориентированное философское мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта. У., по выражению Ф. В. Шеллинга , 'конструирует' бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории идеализма выявились два типа У. v рационалистический и интуитивистский. Первый характеризуется преобладанием понятийной работы с абстракциями по типу математического мышления (средняя роль математики как образца для У. в пифагореизме , платонизме , неоплатонизме ) , связан с решением формально-логических проблем и вопросов идеалистической диалектики. Второй тип характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному 'созерцанию' идеи как эйдоса , т. е. некоего духовного образа; он также иногда играл известную роль в развитии диалектики (например, у Плотина , Я. Бёме ) , однако обычно перерождался в мистику . Будучи преобладающим методом философского мышления в античной философии и господствующим в средневековой схоластике , У. было отвергнуто Ф. Бэконом , для которого 'наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142), и всей материалистической мыслью нового времени. См. статьи Спекулятивное , Интуиция .
С. С. Аверинцев.