Значение ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

эстетика, научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна , Т. э. изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования , проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Основные разделы Т. э. - общая теория дизайна и теория художественного конструирования. Общая теория дизайна изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, современное состояние и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с искусством , техникой и культурой в целом, вопросы эстетики ипредметной среды; она также формулирует требования Т. э. к промышленной продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетических показателей качества промышленной продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного конструирования устанавливает место художественного конструирования в общей структуре процесса проектирования , его типологические особенности, исследует закономерности творческого мышления художника-конструктора и определяет средства и методы его профессиональной деятельности. Существенной её частью является теория формообразования и композиции промышленных изделий. Законы формообразования раскрывают связи формы изделия с его конструкцией, материалом, технологией изготовления, функцией, выявляют исторические тенденции изменения формы и стиля изделия. Теория композиции исследует закономерности и профессиональные методы создания целостной, гармоничной формы. Основные категории композиции: объёмно-пространственная структура, тектоника , пластика ( пластичность ) , средства гармонизации ( пропорции , ритм , контраст , нюанс). На основе анализа проектно-конструкторской деятельности разрабатывается методика художественного конструирования, служащая руководством для практической работы. Методика содержит описание принципов и средств профессиональной творческой деятельности художника-конструктора, форм представления проектов, опыта выполнения образцовых работ. Особый раздел Т. э. составляет разработка основ художественно-конструкторского образования: пропедевтических курсов (см. Художественное образование ) , содержания и структуры учебных дисциплин, методики развития профессионального мышления и навыков.

Тесная связь Т. э. с социальной практикой приводит к тому, что статус этой дисциплины оказывается весьма различным в разных социальных условиях. Современное капиталистическое общество, с одной стороны, вынуждено развивать Т. э. и использовать её достижения, так как они непосредственно влияют на конкурентоспособность практически всех отраслей промышленности. С др. стороны, стихийный характер буржуазной экономики ставит непреодолимые препятствия на пути последовательного и планомерного использования данных Т. э., а законы рекламы нередко толкают художественно-конструкторскую мысль к созданию вещей, в которых модный внешний вид скрывает устаревшую конструкцию. В противоположность этому, при социализме Т. э. играет важную роль в создании наилучших условий труда, быта и отдыха людей, в воспитании гармонически развитого человека, его коммунистического отношения к материальным, культурным и эстетическим ценностям. Т. э. непосредственно участвует в формировании условий, при которых 'художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека' (Программа КПСС, 1976, с. 130).

Формирование условий для возникновения дизайна и его теории связано с эпохой разделения и обособления сфер техники и искусства, с распадом ремесленного и становлением промышленного производства. При этом предметный мир постепенно утрачивал единство, становился всё более разнородным и эклектичным: художественная ценность признавалась лишь за произведениями искусства, техническая функция закреплялась за продуктом промышленного производства. Однако на рубеже 19-20 вв. возникает представление о собственной красоте машин и технических сооружений. Одновременно осознаётся необходимость упорядочения и перестройки всего предметного мира на основе принципов гармонизации. Под влиянием этих идей во многих странах зародилось движение за единство искусства и техники, возникли художественно-промышленные союзы, сформировались творческие группы и школы (например, Немецкий Веркбунд , Австрийский Веркбунд и др.).

В широком социальном плане проблемы Т. э. впервые были осмыслены и получили глубокую и чёткую разработку после Великой Октябрьской социалистической революции. Большое внимание Советского государства к этим проблемам нашло отражение, например, в постановлении ВСНХ от 16 октября 1920 о создании при ВСНХ Художественно-производственной комиссии, на которую возлагалось руководство всей художественной деятельностью в промышленности. С организацией Высших государственных художественно-технических мастерских ( Вхутемас )развернулась деятельность 'производственников' (см. Производственное искусство ) , ставивших своей целью слить искусство с производством, перестроить жизнь по законам красоты (художник В. Е. Татлин , А. М. Родченко , Л. М. Лисицкий , архитектор М. Я. Гинзбург , братья Веснины и др.). Одновременно велись исследования в области научной организации труда (А. К. Гастев ) , закладывались основы эргономики . В последующие годы по мере развития отечественной индустрии теоретические представления об использовании методов художественного конструирования в промышленности обогащались опытом работ в области судостроения, автомобилестроения, ж.-д. транспорта и др. отраслей.

За рубежом крупнейшим научно-исследовательским и идейно-педагогическим центром Т. э. в 20-30-е гг. стал 'Баухауз' , возглавлявшийся В. Гропиусом , Х. Мейером и Л. Мис ван дер Роэ . После прихода к власти в Германии фашизма 'Баухауз' был закрыт. Почти все его основатели эмигрировали в разные страны; научная разработка проблем Т. э. велась лишь отдельными исследователями. В послевоенный период разработка вопросов Т. э. возобновилась в Ульмской высшей школе художественного конструирования (ФРГ), Королевском колледже искусств (Великобритания), в ряде университетов США.

Теоретические поиски 20-х гг. во многом предвосхитили современное развитие Т. э. Однако становление её как самостоятельной научной дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь в 60-е гг. В этот период в СССР формируется государственная система организации художеств. конструирования, включающая Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы, отраслевые специализированные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), подразделения художественного конструирования на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях. В результате формирования этой системы не только расширился объём исследований, но и произошли существенные качественные изменения в области художественного конструирования. Его объектом всё в большей мере становятся не отдельные предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами людей. Это поставило перед Т. э. задачи межотраслевого характера, потребовало системного подхода к исследуемым проблемам.

Ведущие организации по Т. э. социалистических стран, в том числе и СССР, являются членами Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В СССР вопросы Т. э. освещаются в информационном бюллетене 'Техническая эстетика' и др. специализированных изданиях, за рубежом - в журналах 'Промишлена естетика' (София, с 1969), 'Wiadomosci' (Warsz., с 1958), 'Design v teori a praxi. Bulletin' (Praha, с 1969), 'Industrijsko oblikovanje i marketing' (Beograd, с 1971), 'Form+Zweck' (В., с 1969), 'Form' (Opladen, с 1957), 'Form' (Stockh., с 1905), 'Design Industrie' (P., с 1952), 'Design' (L., с 1949), 'Industrial Design' (N. Y., с 1954) и др.

Лит.: Вопросы технической эстетики. Сб. ст., в. 1-2, М., 1968-70; Основы технической эстетики. Расширенные тезисы, М., 1970; Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика, в. 1-9, М., 1971-75; Бегенау З. Г., Функция, форма, качество, пер. с нем., М., 1969; Нельсон Дж., Проблемы дизайна, пер. с англ., М., 1971; Archer L. В., Technological innovation - a methodology, L., 1971; Dorfles G., Introduzione al disegno industriale. Linguaggio e storia della produzione di serie, Torino, 1972; Maldonado Т., Avanguardia e razionalita. Articoli, saggi, pamphlets 1946-1974, Torino, 1974; Noblet J., Design. Introduction a l'histoire de l-evolution des formes industrielles de 1820 a aujourd'hui. P., 1974,

Ю. Б. Соловьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.