Значение ТЕЛУГУ ЛИТЕРАТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТЕЛУГУ ЛИТЕРАТУРА

литература, литература народа андхра на языке телугу . Развивается в Индии. Возникла в 9-10 вв. Ранний из сохранившихся памятников Т. л. - 'Андхра Махабхарата' Наннаи Бхатты (начало 11 в.) - переложение части санскрипта 'Махабхараты' . Нанная Бхатта - основоположник классической поэзии и литературного языка, утвердившегося в средневековой Т. л. Творчество Палкурики Соманатхи (1160-1240), автора поэм 'Сказание о Басаве' и 'Сказание об -Учителе|', отразило настроения, порожденные религиозно-реформаторским движением, направленным против сословно-кастового строя и ортодоксального индуизма. Тиккана (1230-1300), создатель героического эпоса на телугу, и Ерапрагада (1280-1350) завершили 'Андхра Махабхарату'. Шринатха (1380-1465) в своих лирико-эпических произведениях прославлял любовь, красоту природы Южной Индии. Баммера Потана (около 1405-между 1450-80) в поэме 'Великое сказание о господе' изложил историю воплощений бога Вишну .

В 16 в. Т. л. приобрела национальный характер. Поэты Кришнадевараи (поэма 'Подарившая гирлянду'), Аласани Педдана ('Сказание о прародителе'), Нанди Тиммана, Дхурджати, Тенали Рамакришна отличались интересом к человеческой личности. Период упадка государственности и культуры народа андхра (17-18 вв.) отмечен появлением формалистически изощрённой эротической поэзии. Пессимистично творчество поэтов, свидетелей феодальных междоусобиц и европейского завоевания. На основе богатого фольклора и ранних форм народного театра в этот период зародилась драма.

Предвестник новой Т. л. - поэт Вемана (1700-50), выразивший идеи позднего бхакти , выступавший за всеобщее равенство, против обрядности и догматики индуизма. Продолжатели Веманы - буржуазные. просветители Андхры 19 в. Родоначальник просветительства и основоположник современной Т. л. Кандукури Виресалингам (1848-1919) выступил против ортодоксального индуизма и сословно-кастовых устоев феодального общества. Он - зачинатель антибрахманской сатиры (фарсы, комедии), автор социально-бытового романа 'Жизнь Раджасекхары'. Исторический роман и драма конца 19 в. проникнуты настроениями зарождающегося буржуазного национализма (Чилакамарти Лакшминарасимхам, Чилукури Вирабхадра Рао и др.).

В начале 20 в. развивается демократическое движение за новый литературный язык взамен малопонятного народу классического языка. Его возглавил писатель Гуразада Аппарао (1861-1915), автор пьесы 'Выкуп за невесту' (1896), просветитель комедий. Выступил как создатель жанра новеллы на телугу, зачинатель лирико-романтической и патриотической поэзии (стихотворение 'Любовь к родине' - национальный гимн штата Андхра-Прадеш). Первые десятилетия 20 в. отмечены подъёмом литературы, общественной и научной мысли, публицистики, что в значительной степени связано с ростом национального движения. Достигла успехов лирико-романтическая поэзия. Поэмы Раяпролу Суббарао (р. 1892), Девулапалли Кришнашастри (р. 1897), Аббури Рамакришны Рао (р. 1896), Вишванатхи Сатьянараяны (р. 1895) отличаются богатством образов, метрическим разнообразием, новизной тематики. Романтизм в поэзии складывался под влиянием английских поэтов-романтиков и Р. Тагора . Романтики обратились к фольклору ('Песни Енки' Нандури Суббарао). В прозе 20-х гг. значительным явлением стал многоплановый роман Уннавы Лакшминараяны 'Деревня неприкасаемых' (1921), правдиво изображающий крестовое движение и борьбу 'неприкасаемых' Андхры.

В 30-40-е гг. развивается реалистический социально-психологический роман, но во многих сочинениях ('Нараяна Рао' Адиви Бапираджу, 1895-1952; 'Морской берег' Вишванатхи Сатьянараяны и др.) уживаются романтические и реалистические тенденции. Новеллистика представлена произведениями Чинты Дикшитулу (р. 1891), Гудипати Венкатачалама [псевдоним - Чалам (р. 1894)], Маллади Рамакришны Рао (р. 1903). В поэзии преобладает революционный романтизм, видный представитель которого - поэт Шрирангам Шриниваса [псевдоним - Шри Шри (р. 1910)], испытавший влияние сюрреализма. В поэтическом цикле 'Великое путешествие' он бросил вызов старому миру, призывал к социальной справедливости. В духе революционного романтизма писали также поэты Арудра, Дасаратхи и др. Т. л. 40-х гг. овеяна пафосом борьбы за национальную независимость, массового крестового антифеодального движения: драматургия В. Бхаскарарао (1914-1957) и С. Сатьянараяны (р. 1919), поэзия Рамана Редди (р. 1928), Кундурти и др.

Достижение Индией независимости в 1947 вызвало оживление культурной жизни. Растет число периодических изданий, усиливаются культурные связи, переводится русская классическая и современная литература. В 50-60-х гг. произошло размежевание сил в литературе. Прогрессивные писатели поднимают острые вопросы общественной жизни: поэма А. Сомасундара (р. 1924) 'Песнь о пяти принципах', роман Р. Рамамохана Рао (р. 1909) 'Колесница' (1956) - о жизни и борьбе крестьян; роман К. Кутумбы Рао (р. 1909) 'Обучение' - из жизни интеллигенции. На творчестве некоторых писателей сказалось влияние экзистенциализма и фрейдизма [Бхаскарабхатла Кришна Рао (1918-62), роман 'Соломинки, унесённые потоком']. Буччибабу (1916-67) в романе 'Что остаётся' (1952), показывая одиночество человека во враждебном ему мире собственничества, выдвинул идеал служения народу. О злоключениях 'маленького человека' рассказал Рачаконда Вишванатха Шастри (р. 1922) в романе 'Ничтожный' (1952). Роман в 50-60-е гг. развивался в основном как реалистический и социально-психологический. Упрочению социального рассказа содействовали Т. Гопичанд (1910-62), придерживающийся марксистских идей и посвятивший многие произведения судьбе индийской интеллигенции, и К. Кутумба Рао. К крестовой теме тяготеет Каруна Кумар. Мастер психологической новеллы - Палагумми Падмаразу (р. 1915). Юморист Муниманикьям Нарасимха Рао (р. 1898) - автор рассказов, героиня которых проявляет стойкость перед жизненными невзгодами. В 'Шести рассказах о сухом законе' (1962) Рачаконды Вишванатхи Шастри звучит социальный протест. В 60-е гг. появились многочисленные произведения асоциальной и аполитичной массовой литературы. Во 2-й половине 60-х гг. возникло полное анархического протеста течение 'обнажённой поэзии' (дигамбара), близкое к 'новой поэзии' хинди и другим 'движениям молодых' в индийской поэзии 60-х гг. Т. л. конца 60 - начала 70-х гг. характеризуется острой борьбой прогрессивной и демократической литературы против маоистски окрашенных нигилистических тенденций.

Лит.: Гуров Н., Петруничева З., Литература телугу, М., 1967; Raju Р. Т., Telugu literature, Bombay, 1944; Лакшмиранджанам Кх., Андхра сахитья чаритра санграхаму, Хайдарабад, 1956; Ситарамайя К., Навьяндхра сахитья видхулу, т. 1-3, Мадрас, [195-]; Венката Суббайя Г., Акшарабхишекам, Впджаявада, 1963; Sitapati G. V., History of Telugu literature, Delhi, 1968.

З. Н. Петруничева.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.