Значение СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД

метод в социологии, идеалистическое истолкование исторического познания, в основе которого лежит положение о детерминации исторического знания нравственным идеалом исследователя. Основоположники С. м. - народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский; вслед за ними идеи социологического субъективизма развивали Н. И. Кареев, С. Н. Кривенко, В. Чернов. Общественная наука, согласно представителям С. м., не может претендовать на объективную истину; она - результат субъективной группировки значимых для мыслителя фактов с точки зрения определённого нравственного идеала. С. м. связан с отрицанием способности науки дать объективное основание ценностным установкам исследователя. Поэтому, согласно представителям С. м., говорить о достоверности социального знания можно лишь в смысле соответствия или несоответствия уровню 'современной науки и современных нравственных идей' (Михайловский). Основная теоретическая задача заключалась в выработке специфической модели исторического познания, отличной от методов естественной наук. Однако выдвижение в качестве основной детерминанты исторического процесса необусловленности выбора, 'свободы воли' индивида по существу означало переход на позиции субъективного идеализма и волюнтаризма . '... В применении к социологии, - писал В. И. Ленин, - эти идеи не могли дать ничего, кроме утопии или пустой морали...' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 440). Исходя из признания объективных закономерностей, не зависящих от воли и нравственных установок исследователя, марксизм противопоставляет С. м. принципы конкретно-исторического рассмотрения общественных явлений с позиций определённого класса, то есть историзм и партийность социально-исторического знания.

Лит.: Ленин В. И., Что такое 'друзья народа' и как они воюют против социал-демократов-, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956; Казаков А. П., Теория прогресса в русской социологии конца XIX века (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский), Л., 1969: Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973; Малинин В. А., Философия революционного народничества, М., 1972.

И. К. Пантин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.