(позднелатинское speculativus, от лат. speculor - наблюдаю, созерцаю), тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии , и направлено на осмысление предельных оснований науки и культуры. С. знание представляет собой исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о С. характере философии служила формой утверждения суверенности философского знания и его несводимости к специально-научному знанию. Представление о философии как С. знании сложилось уже в античности; наиболее последовательная система С. знания была развита Г. Гегелем , который усматривал в диалектике высшую форму теоретического умозрения истины; завершением многовековой традиции С. философии явилась феноменология Э. Гуссерля.
В истории философии существовали различные варианты критики С. знания: понимание С. философии как схоластики, оторванной от человеческого опыта и науки (эмпиризм Ф. Бэкона и Дж. Локка , рационализм Т. Гоббса и Б. Спинозы ) ; истолкование С. знания как философствования в сфере чистого разума, не имеющего своего предмета в опыте (И. Кант ) ; отождествление С. философии с теологией (Л. Фейербах ) . В современной буржуазной философии С. знание радикально отвергается как полностью лишённое смысла ( позитивизм ) , либо в противовес ему выдвигается идеал экзистенциально-личностного знания ( экзистенциализм , персонализм ) .
Критика С. философии в марксизме основывается на материалистической концепции отчуждения , выявляющей подлинные истоки С. мышления: отрыв философского познания от реальных общественных отношений и развития науки, понимание человека как абстрактного субъекта и др. Выделяя рациональный момент в С. философии - её стремление к осознанию особенностей философского мышления, марксизм отвергает С. абстрагирование. Диалектический материализм утверждает важнейшее познавательное значение научной абстракции, отражающей объективную реальность, раскрывает связь философии с общественно-исторической практикой . См. лит. при ст. Философия .