Значение слова СЕЦЕССИОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СЕЦЕССИОН

(нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 - начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны 'Мюнхенский С.', 'Берлинский С.' и 'Венский С.'.

'Мюнхенский С.', основанный в 1892 Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 Ф. фон Уде, объединял преимущественно представителей немецкого варианта стиля 'модерн' - югендстиля . Одним из ведущих мастеров 'Мюнхенского С.' с 1893 стал архитектор, график и дизайнер П. Беренс.

'Берлинский С.', созданный в 1899, объединял в основном художников немецкого импрессионизма (первый президент общества - М. Либерман). В 1906 общество распалось на 'Новый Берлинский С.', руководимый Л. Коринтом, и 'Свободный С.' во главе с Либерманом.

'Венский С.', возникший в 1897, сгруппировал представителей австрийского 'модерна', который получил название 'сецессионстиль' ('стиль С.', Sezessionsstil). Ядром 'Венского С.' стал журнал 'Вер сакрум' ('Ver Sacrum', основан в 1898), бывший также органом австрийского литературного символизма (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р. М. Рильке); главой и ведущим мастером в области живописи являлся Г. Климт. Характерные черты 'сецессионстиля': для живописи - мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность (Климт); для графики - геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И. М. Ольбрих, И. Хофман); для архитектуры - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман). Отличительной особенностью 'сецессионстиля' в целом (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жёсткость даже в самых сложных комбинациях; отсюда 'сецессионстиль' иногда называют 'стилем квадрата' (Quadratstil). Деятельность 'Венского С.' во многом способствовала распространению и утверждению как позитивных принципов 'модерна' (в архитектуре, в книжной графике), так и его упаднических тенденций (в изобразительном искусстве - склонность к претенциозной символике, болезненной эротике, произвольное искажение форм предметного мира).

Лит.: KleinR., Die Sezession, В.,1905; Biermann G., Die Sezession, B., 1910; Weissenberger R., Die Wiener Sezession, W., 1971. См. также лит. при ст. 'Модерн' .

Большая советская энциклопедия, БСЭ.