(франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, от франц. sentiment - чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма (см. Просвещение ). Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой 'человеческой природы' С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не 'разумное' переустройство мира, а высвобождение и совершенствование 'естественных' чувств. Герой просветительской литературы в С. более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний С. Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона ('Времена года', 1730), Э. Юнга ('Ночные думы', 1742-45) и Т. Грея ('Элегия, написанная на сельском кладбище', 1751). Элегический тон сентименталистской поэзии неотделим от патриархальной идеализации; лишь в поэзии поздних сентименталистов (70-80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное раскрытие 'сельской' темы - массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах С. Ричардсона, у позднего Г. Филдинга ('Амелия', 1752). Однако окончательно С. оформляется в творчестве Л. Стерна , чьё незаконченное 'Сентиментальное путешествие' (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал 'нетождественность' человека самому себе, его способность быть 'разным'. Но, в отличие от предромантизма , развивавшегося с ним параллельно, С. чуждо 'иррациональное': противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалектика души уловима. Основные черты английского С. (Голдсмит, поздний Смоллетт, Г. Макензи и др.) - 'чувствительность', не лишённая экзальтированности, и главное - ирония и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона и одновременно допускавшие скептическое отношение С. к собственным возможностям (у Стерна).
Общеевропейское культурное общение и типологическая близость в развитии литератур (психологические романы П. Мариво и А. Прево, 'мещанские драмы' Д. Дидро, 'Мать' Бомарше - во Франции; 'серьёзная комедия' К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока - в Германии) обусловили стремительное распространение С. Однако характерно, что в Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции С. получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо, движение 'бури и натиска' ). Творчество Руссо ('Новая Элоиза', 1761) - вершина европейского С. Как позднее И. В. Гёте в 'Вертере', Руссо детерминирует сентименталистского героя социальной средой ('Исповедь'). В общественный контекст включены и сентименталистские герои Дидро ('Жак-фаталист', 'Племянник Рамо'). Под влиянием С. развивается драматургия Г. Э. Лессинга. В то же время французскую и немецкую литературу захлёстывает волна прямых подражаний Стерну.
В России представителями С. были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин ('Бедная Лиза', 1792), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преимущественно дворянский по своему характеру, рус. С. в значит. степени рационалистичен, в нём сильна дидактическая установка ('Письма русского путешественника' Карамзина, ч. 1, 1792). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в С. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. Исследователи находят безусловные черты сентименталистской поэтики в творчестве А. Н. Радищева.
Среди литературных жанров С. - элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе С. необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его 'героем' биографических легенд о нём. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма.
В. А. Харитонов.
В сценическом искусстве С. развивался под знаком борьбы с условностями придворного классицистского театра. Культ чувства, повышенный интерес к внутреннему миру человека, характерные для С., привели к отказу от классицистской статуарности, условно декламационной манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актёра разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Изменения произошли и в оформлении спектакля - стандартные 'дворцовые' декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм - более близким к современности, появился характерный грим и др. Всё это определило накопление реалистических тенденций в актёрском искусстве, в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й половины 18 в. - Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шрёдера и И. Ф. Брокмана (Германия). Влияние С. в русском театре сказалось в игре А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.
Л. А. Левбарг.
Лит.: Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Тройская М. Л., Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Елистратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Fitzgerald М., First follow nature, N. Y., 1947; История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958.