Значение САРЬЯН МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

САРЬЯН МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ

Мартирос Сергеевич [16(28).2.1880, Нахичевань-на-Дону, ныне в черте г. Ростов-на-Дону, - 5.5.1972, Ереван], советский живописец, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1965). Председатель Союза художников Армянской ССР (1947-51). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904), где в 1902-04 совершенствовался в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина . Участник выставок 'Голубая роза' , Союз русских художников , 'Мир искусства' , 'Четыре искусства' . В ранних произведениях С. сказочность восточных мотивов сочетается с музыкальностью композиционных ритмов и подчёркнутой декоративностью колорита. Тяготение к слиянию декоративного и конструктивно-предметного начал, проявившееся в работах конца 1900-х гг. ('Автопортрет', темпера, 1909, Третьяковская галерея), с особой силой выражено в произведениях, созданных в период поездок в Турцию, Египет и Иран (1910-13). Контрастно сопоставляя пятна чистых тонов и добиваясь экспрессивного лаконизма композиции, С. сохраняет предельную чувственную убедительность мотивов Востока и вместе с тем придаёт им почти фресковую монументальность ('Финиковая пальма', темпера, 1911, там же). Известное влияние искусства П. Гогена и А. Матисса , свойственное этим произведениям, сказывается в натюрмортах 1910-х гг., а также в портретах. После Октябрьской революции 1917 главной темой творчества художника становятся жизнь и природа Армении, где он жил с 1921. С 1920-х гг. работает в основном в технике масляной живописи, первоначально сохраняя плоскостную декоративность цвета ('Армения', 1923, Картинная галерея Армении, Ереван), но затем вводя в свои произведения сложные тональные отношения, нередко прибегая к дробному мазку, в чём сказалось и воздействие импрессионизма , с особой остротой испытанное С. во время пребывания в Париже в 1926-28. С 1930-х гг. аспекты изображения родной природы в пейзажах С. становятся особенно многообразными. Художник создаёт также многочисленные портреты, сочетая в них острую, порой почти гротескную характерность с вниманием к наиболее устойчивым душевным состояниям своих персонажей ('Р. Н. Симонов'; 'А. Исаакян'; 'Автопортрет с палитрой', см. илл. ), праздничные по колориту натюрморты ('Осенний натюрморт', см. илл. ). Важнейшей областью творчества С. 40-60-х гг. является пейзаж. Чаще всего С. писал горы, зафиксированные в то время, когда летнее солнце скрадывает нюансы, оставляя лишь большие пространственные планы и контрастные цветовые и свето-воздушные отношения; эпическую обобщенность видения, высокий патриотический пафос сочетаются в пейзажах С. с острым чувством современности, благодаря чему природа в них, при всей её грандиозности, никогда не воспринимается вне связи с жизнью и трудом людей (цикл из 7 картин 'Моя Родина', в том числе 'Колхоз села Кариндж в горах Туманяна', и др.; 1952-58, Ленинская премия 1961, см. илл. ). С. работал также как книжный график ('Армянские народные сказки', 1933, и др.) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере 'Алмаст' Спендиарова в Театре оперы и балета им. А. Спендиарова, 1938-39, Ереван; Государственная премия СССР, 1941, и др.). Творчество С. сыграло ведущую роль в складывании национальной школы армянской советской живописи. Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Соч. в рус. пер.: Из моей жизни, 2 изд., М., 1971.

Лит.: Волошин М., Сарьян, 'Аполлон', 1913, | 9; Михайлов А. И., Мартирос Сергеевич Сарьян, М., 1958; Дрампян Р., Сарьян, [М.], 1964.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.