Александр Михайлович [23.11(5.12).1891, Петербург, - 3.12.1956, Москва], советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Учился в Казанской художественной школе (1910-14). В конце 10-х гг. выступил с абстрактными композициями; вскоре оставил живопись вообще, став на позиции производственного искусства и явившись одним из организаторов Инхука . В 1920-30 преподавал в московском Вхутемасе - Вхутеине (профессор факультета обработки дерева и металла), разрабатывал специальные программы подготовки дизайнеров-универсалов. Как теоретик Р. разделял противоречивые установки конструктивизма (в 1921 - среди его основателей), а затем сторонников ЛЕФа (активный сотрудник журналов 'ЛЕФ', 1923-25, и 'Новый ЛЕФ', 1927-28) и объединения 'Октябрь' (член в 1928-1932); гораздо более плодотворной и многогранной была его практическая деятельность. В 20-е гг. Р. - автор многих проектов оформления складывающегося советского общественного быта, основанных на принципе экономии как материальных возможностей, так и выразительных средств (оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). С 1923 много работал в области книжной и журнальной графики (помимо изданий ЛЕФа, оформлял журналы 'Журналист', 'СССР на стройке' и др.). Одним из первых применил фотомонтаж ('Про это' В. В. Маяковского, изд. в 1923). Оформил ещё 12 книг Маяковского. Как и Маяковский, Р. - среди первых мастеров советской рекламы. Отличительными особенностями графики Р. в целом стали ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм образов, эффектное, пластически чёткое сопоставление шрифта и изображения (рекламные плакаты с текстами Маяковского, плакаты к фильмам 'Киноглаз' Дзиги Вертова, 1924, 'Броненосец LПотемкин-' С. М. Эйзенштейна). В 20-е гг. Р. также часто обращался к театру и кино (например, мебель и костюмы для спектакля 'Клоп' по пьесе Маяковского в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве, 1929). В 30-е гг. работал в основном как мастер фотоискусства и оформитель книги. Многочисленные фотоработы Р. сочетают строгую документальность, осязательную предметность изображения с экспрессией композиции и светотеневого решения. Ряд произведений Р. выполнил совместно с женой - В. Ф. Степановой (1894-1958). В 40-50-е гг. Р. - фоторепортёр, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве.
Лит.: Абрамова А., А. М. Родченко, 'Искусство', 1966, | 11; Волков-Ланнит Л., Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит, [М., 1968].
Р. О. Антонов.