Значение слова РАФАЭЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое РАФАЭЛЬ

[собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, - 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения .

Р. родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино . Уже в ранних произведениях Р., в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника ('Сон рыцаря', Национальная галерея, Лондон; 'Три грации', Музей Конде, Шантийи; 'Мадонна Конестабиле', Эрмитаж, Ленинград; все три - около 1500-02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. создаёт алтарный образ 'Обручение Марии' (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино 'Передача ключей'; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Р. отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи ), а также анатомию и перспективу. В живописи Р. появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной ('Св. Георгий', около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон). Славу Р. приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504-08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках ('Мадонна Грандука', Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном ('Мадонна в зелени', Художественно-исторический музей, Вена; 'Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем', или т. н. 'Прекрасная садовница'). Менее удалась Р. многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект ('Положение во гроб', 1507, Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Р. через Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Р. создаёт наиболее капитальное произведение - росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Р. удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Р. представил 4 области человеческой деятельности: богословие ('Диспута'), философию ('Афинская школа'), поэзию ('Парнас'), юриспруденцию ('Мудрость, Мера и Сила' с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца д'Элиодоро, 1511-14), где с особой силой проявилось дарование Р. - мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ('Изгнание Элиодора', 'Встреча Льва I с Аттилой', 'Месса в Больсене', 'Освобождение апостола Петра из темницы'). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514-1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515-16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска 'Триумф Галатеи' на вилле Фарнезина в Риме (1514).

В Риме достигает зрелости талант Р.-портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость 'Женщины в покрывале' ('Донна велата', около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне , близкого друга Р., изнеженность папы-эпикурейца Льва Х ('Лев Х с кардиналами', около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Р. настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства ('Мадонна Альба', около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон; 'Мадонна ди Фолиньо', около 1511-12, Ватиканская пинакотека; 'Мадонна в кресле', около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Р. - 'Сикстинская мадонна' (1515-19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой жизни Р. был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в 'лоджии Психеи' виллы Фарнезина (1514-18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519)] своим помощникам и ученикам ( Джулио Романо , Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к маньеризму . Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является 'Преображение' (1519-1520, Ватиканская пинакотека).

Исключительное значение имеет деятельность Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио . После смерти Браманте Р. занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20). Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р. архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Р. неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Р., является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.

Хотя Р. и не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Р. опирались и защитники академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники академизма нередко выступали против Р., недооценивая при этом истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.

Лит.: Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. ст. А. Габричевского], М., 1956; Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, [2 изд., М., 1963J, с. 75-116; Гращенков В. Н., Рафаэль, М., 1971; Fischel О., Raphael, v. 1-2, L., [1948]; Dussler L., Rarfael. Kritisches Verzeichnis der Gemalde, Wandbilder und Bildteppichen, [Munch., 1966]; Raffaello, v. 1-2, Novaга, 1968.

М. В. Алпатов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.