или Санцио (Раффаэло Santi, Sanzio) — один из величайших художников всех времен и народов, род. в Урбино, столице маленького итал. герцогства, 28 марта 1483 г. Первое знакомство с живописью он получил под руководством своего отца Джованни С. и, по-видимому, одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, но способного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни Рафаэль был отдан в ученье к Пьетро Ваннучи, прозванному Перуджино, стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской этого художника он усвоил себе все лучшие особенности его стиля, главным образом его — характерное для всей умбрийской школы — стремление к выразительной, поэтичной трактовке сюжетов в соответствии с нежной гармонией красок и благородством форм. Самых ранних, юношеских картин С. известно три: "Архангел Михаил, поражающий сатану" (в Луврск. музее, в Париже), "Сновидение рыцаря" (в Лондонск. национ. гал.) и "Три грации" (в собрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества С. относится значительное число рисунков, важнейшее собрание которых, так назыв. "Книга эскизов", хранится в Венецианской академии худ. Немного более поздними, но принадлежащими несомненно умбрийскому периоду С., надо признать его картины: "Мадонна Солли" (в Берлинск. музее), "Мадонна со св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и "Мадонна Конестабиле" (в Имп. Эрмитаже) — произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школы и близкие по стилю к работам Перуджино. По окончании своего ученья у этого последнего, в 1502 г., С. написал алтарную икону, изображающую небесное коронование Богородицы (нах. в Ватикане; эскизы для нее в разных музеях), произведение, ясно свидетельствующее о том, что гениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как в совершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражении внутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С. над Перуджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине "Обручение Пресв. Девы со св. Иосифом", известной под названием "Io Sposalizio" (нах. в миланск. гал. Брера). Здесь С., близко придерживаясь в отношении композиции картины своего бывшего учителя на ту же тему, достигает во всех отдельных фигурах гораздо большей сравнительно с ним красоты и жизненности. В 1504 г. молодой художник переехал из Перуджии во Флоренцию, где в то время уже находились Леонардо да Винчи и Микеланджело, и начинает работать под новыми, отличными от прежних влияниями. Он усердно изучает в црк. C.-Мариа-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийского мастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдой изображений, и увлекается его глубоким реализмом. Сильное и благотворное влияние оказывает на Р. и Леонардо — влияние, особенно ярко отражающееся в портретах, вышедших в ту пору из-под кисти Р., каковы, напр., портреты Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти во Флоренции). В 1506 г. Рафаэль пишет в пандан к "Арх. Михаилу" небольшую картину для герцога Гвидобальдо Урбинского "Св. Георгий убивает дракона" (ныне в Имп. Эрмитаже), а в 1506—8 гг. создает целый ряд замечательных по красоте изображений Богоматери с Младенцом-Христом на руках, каковы "Великогерцогская Мадонна" (M. del Gran Duca, в гал. Питти во Флоренции), "Мадонна Николини" (в собрании лорда Купера, в Англии), "Мадонна дома Темпи" (в мюнх. Пинакот.), "Мадонна Орлеанского дома" (в колл. герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна" (в Берлинск. муз.) и др.; кроме того, он исполняет более сложные картины такого рода, в которых к Богородице и Христу прибавляется младенец Иоанн Креститель: "Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени" (в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. муз. в Париже) и пр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести; к достоинствам предшествовавших произведений Р., изяществу форм и нежности красок в них присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившиеся вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше через непосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленные этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. относится также несколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из трех, а из большего числа фигур; таковы "Св. Семейство с ягненком" (мадридск. муз.), "Св. Семейство под пальмой" (Лонд. нац. гал.), "Мадонна дома Каниджани" (в мюнх. Пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р. перебрался в Рим, куда по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего собора св. Петра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это время Микеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. По приезде Р. в вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами несколько зал того же дворца, известных под названием "Станц" (stanza — комната). Усердно принявшись за эту работу, великий художник в течение двенадцати лет исполнил ее с удивительным искусством. В первой из этих зал, в "Станц-делла-Сеньятура", потолок украшен большими аллегорическими фигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющих собою четыре духовные силы — религию, науку, право и красоту, которые были двигательницами итальянского Возрождения; подле них по четырем углам потолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "Победа Аполлона над Марсием" и аллегория астрономии. Самые стены залы заняты большими, сложными по композиции картинами, изображающими "Спор о таинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "Императора Юстиниана, вручающего пандекты своему министру" и "Парнас с собранием знаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз". Столь же роскошно украшена живописью и вторая зала, "Станца дель-Элиодоро". На ее потолке написаны разные сцены из ветхозавтной истории, а на стенах многофигурные композиции, изображающие "Чудо, открывшееся одному священнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского полководца Элиодора из Иерусалимского храма", "Освобождение Рима от нашествия Аттилы и гуннов чрез заступничество ап. Петра и Павла" и "Освобождение ап. Петра из темницы ангелом". В "Зале пожара" (Stanza dell'Incendio) потолок был расписан еще раньше, учителем Р., Перуджино; ее стены заняты 4-мя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV. Во всех этих картинах самому Р. принадлежит только композиция; исполнены они лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале, в "Станце ди-Константино", все четыре стенные картины писаны учениками Р., и только одна из них, "Битва имп. Константина и христиан с язычниками", компонована им самим. В живописи ватиканских зал артистический гений великого художника выказывается в полном объеме и ярком блеске. Смотря на эти фрески, поражаешься уменьем Рафаэля справляться с весьма сложными композициями, при всей многочисленности выводимых на сцену фигур группировать их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античных рельефах и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного или прикрытого одеждою, идеально прекрасны и вместе с тем реально жизненны. Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданы сильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный размер изображений, отличается такими же точностью, плавностью и изяществом, какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся к той же эпохе его творчества. Одновременно с работами над росписью ватиканских зал из-под его кисти вышел ряд менее крупных произведений разнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портреты папы Юлия II (в гал. Питти и Уффици во Флоренции), молодой женщины (будто бы Форнарины, в палаццо Барберини в Риме), пожилого человека (в Имп. Эрмитаже), Биндо Альтовити (в мюнхенской Пинакотеке) и др.; затем упомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом на руках, то представленной среди более или менее сложной композиции, в сопровождении других фигур, каковы, напр., знаменитая Мадонна делла-Седия (в гал. Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. с диадемой (в Луврском музее), М. Альдобрандини (в Лондонской национальной гал.), М. делла-Тенда (в мюнхенской Пинакотеке), М. дель-Дивино-Аморе (в Неаполитанском музее), М. дель-Пеше (в мадридском музее), М. ди-Фулиньо (в Ватиканской гал. в Риме) и некотор. др. В 1519 г. учениками Рафаэля по его рисункам были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" — длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов (так наз. библия Рафаэля), окруженные орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Точная копия этих лож — в Имп. Эрмитаже. Немного раньше Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние повторения этих ковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видеть в берлинском, дрезденском и мадридском музеях; уцелевшие семь картонов хранятся в лондонском Кенсингтонском музее. Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнозине на темы классической мифологии: здесь в целой серии изображений, чарующих зрителя красотою форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большою фрескою, представляющей триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва X с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata", в гал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста" (в мадридской гал.), образ св. Цецилии с четырьмя другими святыми (в болонской пинакотеке) и пр.; наконец, прелестнейшее из олицетворений Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна" (в Дрезденской гал.) — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Самою последней, предсмертной работою Рафаэля было "Преображение Господне" (в Ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме 6 апреля 1520 г. Как живописец, С. — по выражению его первого биографа, Вазари — принадлежал к числу тем немногих избранников неба, в личности которых оно совмещает бесконечное богатство своих духовных даров, обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого времени между многими индивидуумами. Действительно, творчество С. может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху Итальянск. Возрождения. Будучи наделен от природы горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и духовной красоты, обладая при мягком, симпатичном характере закаленным трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайным уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, несмотря на непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество произведений, в которых постепенно переходил от превосходного по сочинению и исполнению к еще более совершенному, пока не достиг наконец такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальше которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая, с одной стороны, живую натуру, а с другой — произведения своих великих современников и предшественников, С. далеко опередил этих последних и соединил в своем творчестве драгоценнейшие из достигнутых ими результатов, слил воедино их лучшие качества на основе полной гармонии между красотою формы и возвышенностью содержания. В этом — его великое преимущество перед другими живописцами эпохи Возрождения, из которых каждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; в этом — причина неувядаемой славы С., пережившей уже пять столетий, несмотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и в направлении искусства. Необычайное дарование С. проявилось не только в живописи, но и в двух других отраслях искусства — в зодчестве и ваянии. До какой степени был он сведущ по части архитектуры — свидетельствуют изображения зданий во многих из его фресок; не довольствуясь подобным выражением своих архитектонических концепций, он осуществлял некоторые из них в действительности. По его планам и чертежам сооружены, отчасти под его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, но изящная црк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное здание Киджи, палаццо Видони, более не существующий ныне палаццо дель-Аквила в Риме и великолепный дворец Пандольфини во Флоренции. Вместе с Браманте он трудился над постройкою в Ватиканском дворце лож, выходящих на двор св. Дамаза, и, будучи по смерти Браманте (в 1514 г.) назначен строителем Петровского собора, сочинил проект трехнефного продольного корпуса этого храма с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствии подвергшийся, однако, существенному изменению. Неизвестно, произвел ли С. собственноручно хоть одну скульптурную работу, но не подлежит сомнению, что он делал рисунки и модели для подобных работ. По его композициям исполнены мраморные статуи Мадонны-дель-Сассо, стоящая над его гробницей в римском Пантеоне, пророка Ионы, находящаяся в црк. C.-Мариа-дель-Пополо в Риме, и мертвого мальчика, несомого дельфином, принадлежащая Имп. Эрмитажу. Из многочисленных учеников и помощников С. назовем Дж. Романо, Дж.-Фр. Пеини, Пеллегрино да-Модена, Перино дель-Вага и Раф. даль-Колле. Строгие последователи своего учителя при его жизни, они стали после его кончины гнаться за одной лишь внешней красотою форм, утратили его одушевление и чувство меры, вдались в холодную манерность.Литература, относящаяся до С., очень обширна: насчитывается свыше 300 сочинений и статей, посвященных этому художнику. Важнейшие в их числе — Longhena, "Istoria d?lla vita e delle opere di Raffaello Sanzio" (Милан, 1816); Quatrem?re-de-Quincy "Histoire de la vie et des ouvrages de Raphael" (Париж, 1835); Z.-D. Passavant, "Rapha?l von Urbino und sein Vater Giovanni Santi" (2 т., Лпц., 1839; франц. перев., Париж, 1860); Crowe und Cavacaselle, "Rapha?l, sein Leben und seine Werke" (2 т., Лпц.); E. F?rster, "Rapha?l" (Лпц., 1868); Marco Monighetti, "Raffaello" (Болонья, 1885); H. Grimm, "Das Leben Rapha?ls" (Берл., 1878); Eug. Muntz, "Rapha?l, sa vie, son oeuvre et son temps" (Париж, 1881); A. Вышеславцев, "Рафаэль" (СПб., 1894).А. Миронов.
Значение САНТИ РАФАЭЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое САНТИ РАФАЭЛЬ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012