(от греч. rhapsodia - пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода ), вокальное или инструментальное произведение, которое как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода, а также певца-сказителя национального эпоса др. стран. Для Р. характерны свобода формы, слагающейся из сменяющих друг друга разнохарактерных, порой остро контрастных эпизодов, использование народно-песенных тем, эпический дух. Особую популярность приобрели фортепианные Р., созданные Ф. Листом [15 'Венгерских рапсодий' (1846-85), 'Испанская рапсодия', 1863]. В этих Р. использованы подлинные народные темы (венгерских цыган и испанские). Несколько фортепианных Р. написал И. Брамс (опусы 79 и 119). Создавались также Р. для оркестра ('Славянские рапсодии' Дворжака, 'Испанская рапсодия' Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра- 'Норвежская рапсодия' Дало, для фортепиано с оркестром - 'Украинская рапсодия' Ляпунова, 'Рапсодия в блюзовых тонах' Гершвина, 'Рапсодия на тему Паганини' Рахманинова) и для др. составов. Р. писали и советские композиторы ('Албанская рапсодия' Караева для оркестра).
Лит.: Мейен Е., Рапсодия, М., 1960; Salmen W., Geschichte der Rhapsodic, Z. - Freiburg in Breisgau, 1966.