Значение ПУССЕН НИКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПУССЕН НИКОЛА

(Poussin) Никола (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, - 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля , Тициана , художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы , занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ П. достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 П. - в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, П. создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ('Смерть Германика', около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ('Мученичество свыше Эразма', около 1628-29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы . ('Спящая Венера', Картинная галерея, Дрезден; 'Нарцисс и Эхо', Лувр, Париж; 'Ринальдо и Армида', Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три - около 1625-27; 'Царство Флоры', около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; 'Танкред и Эрминия'). Более четко классицистические принципы П. выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. ('Похищение сабинянок', 2-й вариант, около 1635; 'Израильтяне, собирающие манну', около 1637-39; обе - в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640-1642 П. работает в Париже при дворе Людовика XIII ('Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора', около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают П. вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода ('Моисей, иссекающий воду из скалы', Эрмитаж, Ленинград; 'Элиазар и Ревекка', Лувр, Париж; обе - около 1648; 'Аркадские пастухи' или 'Et in Arcadia ego', 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; 'Отдых на пути в Египет', около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, П. строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет П. (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. П. всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, П. представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ('Пейзаж с Полифемом', около 1649, Эрмитаж, Ленинград; 'Орион', около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма )мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира ['Св. Иоанн на Патмосе' (около 1644-45, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660-65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне 'Зима, или Потоп' размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо П. выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о 'Модусах', определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).

Соч.: Correspondance, P., 1911; в рус. пер. - Письма, М. - Л., 1939.

Лит.: Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946; Grautoff О., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben, Bd 1-2, Munch. - Lpz., 1914; Friedlander W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue], v. 1-4, L., 1939-63; Nicolas Poussin, v. 1-2, P., 1960; Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1-2, N. Y., 1967]; Badt К., Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd 1-2, [Koln], 1969.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.