(Le Valentin) ? французский живописец, иногда называемый Valentin de Boullogne и неправильно Моисеем Валентином (1601?1634). Француз по рождению, он в ранней молодости прибыл в Италию, уже умея хорошо владеть кистью. В это время братья Караччи противодействовали влиянию недавно умершего Караваджо на живопись. Никола Пуссен, французский художник, живший тогда в Италии, был совершенно на стороне братьев Караччи; но В., сделавшийся другом Пуссена, чувствовал сильное влечение к живописи Караваджо, пренебрегшего преданиями, перешедшими от Рафаэля, Тициана и других славных предков. Подобно Караваджо, В. не был способен ни на какую идеализацию, признавал только живопись с натуры и брал себе в модели людей грубого разряда. Итальянцы считают В. лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы. Пуссен не оказал большого влияния на В., но тем не менее рекомендовал его тогдашнему покровителю искусств в Риме, кардиналу Барберини. Некоторое время В. писал картины религиозного содержания, оставаясь и в них верным принципам Караваджо и своей натуре: его священные фигуры нисколько не идеализированы. В картине "Мучение св. Прокесса и Мартиниана" он хотел представить главным образом ужасы тех пыток, которым подвергнуты были эти мученики; в этом отношении он походил на испанского живописца Риберу. Впрочем, В. довольно скоро расстался с сюжетами религиозного содержания, и стал писать фигуры воинов, нищих, людей, пристрастных к вину, картежной игре, падших женщин и т. п. Тема, которую он исполнял несколько раз, это ? концерты. Одежда играющих иногда обличает их богатство и, может быть, знатность, а выражения лиц, по замечанию некоторых критиков, принадлежат грабителям и плутам. В. принадлежит к числу представителей натуралистической школы, которая в то время, однако, еще не умела вполне преследовать свои цели. Во всяком случае, французы причисляют В. к сонму своих известных художников того периода и ценят его произведения. В Лувре есть одиннадцать его картин: "Концерт", " Женщина, гадающая на руке солдату", "Две женщины и два солдата", "Суд Соломона", "Воздадите Кесарево Кесарю" и др. В других городах Франции хранится также немалое число картин В., равно как в Риме, Флоренции, Дрездене и т. д. В Петербурге, в Эрмитаже, имеются две картины В. из Священной истории: "Отречение Петра" и "Христос, изгоняющий торжников из храма". Со многих его картин сделаны в разное время гравюры.
Ф. Петрушевский.