скульптура, произведения религиозной деревянной пластики, созданные в северно-западном Приуралье в 17 - начале 20 вв. П. с. вырезалась из сосны (реже- из ели, липы или берёзы) и раскрашивалась обычно темперными красками по левкасу в тона, близкие северной иконописи. В произведениях П. с. подчёркнутая экспрессия сочетается с некоторой застылостью форм (особенно в 17 - 1-й половине 18 вв.), а обобщённая пластика одежд и тела - с детальной моделировкой голов. П. с. впитала традиции местной языческой пластики; в 17 в. она отражала влияния московской иконописи. С 18 в. в П. с. проникают приёмы барокко и западноевропейские иконографические типы. Наиболее распространённые сюжеты П. с.: 'Христос Страждущий' ('Спас Полунощный'), 'Распятие', 'Усекновенная глава Иоанна Предтечи', 'Никола Можайский', 'Параскева Пятница'. Самое значительное собрание П. с. находится в Пермской художественной галерее.
Лит.: Серебренников Н. Н., Пермская деревянная скульптура. Материалы предварительного изучения и опись..., Пермь, [1928]; его же, Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1967.
Л. В. Бетин.