национал-шовинистическая буржуазная идеология, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, и прежде всего тюрки-мусульмане, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство. Первоначально П., возникший на рубеже 19 и 20 вв., развивался как наслоение тюркизма - раннего туркского буржуазного национализма, но после Младотурецкой революции 1908 , по мере усиления реакционных тенденций в политике партии 'Единение и прогресс' , П. стал превалировать над тюркизмом, а накануне 1-й мировой войны 1914-18 полностью заслонил его. П. наряду с панисламизмом служил младотуркам основным средством пропаганды в пользу вовлечения Турции в войну против России. Активная пропаганда П. велась также некоторыми буржуазными националистическими партиями и движениями Средней Азии и Закавказья (например, джадидизм ), стремившимися отвлечь трудящихся от революционной борьбы и отторгнуть от России её национальные окраины. После Октябрьской революции 1917 в России многие контрреволюционеры Закавказья и Средней Азии выступали против Советской власти под знаменем П., но не нашли поддержки в народных массах. Политика П. была отвергнута и руководителями Кемалистской революции , которые, восприняв основы тюркизма, отделили его от П. и даже ввели вместо 'тюркизма' термин 'национализм', ограниченный пределами Турции. Однако после смерти Кемаля Ататюрка и особенно во время 2-й мировой войны 1939-45 турецкие пантюркисты активизировались, установили тесные связи с германскими фашистами, вели ожесточённую антисоветскую кампанию, призывали к захвату советских территорий и практически превратили П. в турецкую разновидность фашизма. После 2-й мировой войны П. используется реакционными кругами Турции как одно из главных средств политики антикоммунизма.
Лит.: Тверитинова А. С., Младотурки и пантюркизм, 'Кр. сообщения института востоковедения', 1956, | 22; Еремеев Д. Е., Кемализм и пантюркизм, 'Народы Азии и Африки', 1963, |3; Гасанова Э. Ю., Общественная мысль в Турции..., в кн.: Современная философская и социологическая мысль стран Востока, М., 1965; Berkes N., The development of secularism in Turkey, Montreal, 1964.
Д. Е. Еремеев.