Значение ОРТЕГА-И-ГАСЕТ ХОСЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ ХОСЕ

(Ortega у Gasset) Хосе (9.5.1883, Мадрид, - 18.10.1955, там же), испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский университет, затем изучал философию в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В 1910-36 возглавлял кафедру метафизики Мадридского университета. Активно выступал как журналист: был основателем и сотрудником журнала 'España' (1915-24), 'El Sol' (1916-37) и др.; издававшийся им общественно-политический ежемесячник 'Revista de Occidente' (1923-1936) пользовался мировой известностью. Антимонархист; в 1931-33 депутат первых республиканских кортесов; один из основателей 'Республиканского объединения интеллигенции' (1931). С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 - в Испанию, где под его руководством был основан институт гуманитарных наук. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.

Философские взгляды О.-и -Г. складывались под влиянием марбургской школы неокантианства (Г. Коген ). Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни (особенно Г. Зиммеля и М. Шелера ) трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого экзистенциализма (М. Хайдеггер ) - как духовный опыт непосредственного переживания, как 'вслушивание' в жизнь с помощью 'жизненного разума' (свой синтез различных философских концепций О.-и-Г. называл 'рациовитализмом').

В социологии наибольшую известность получило сочинение О.-и-Г. 'Восстание масс' (1929-30). Исходя из противопоставления духовной 'элиты', творящей культуру, и 'массы' людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считает основным политическим феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение 'элиты' и 'масс', а следствием этого - общую социальную дезориентацию и возникновение 'массового общества'. В эстетике выступал как теоретик модернизма ('Дегуманизация искусства', 1925). Оказал большое влияние на философскую и общественную мысль Испании, особенно в 1910-1920-е гг., а также на европейскую буржуазную социологию (главным образом в постановке проблем 'массового общества' и 'массовой культуры' ).

Соч.: Obras completas, v. 1-11, Madrid, 1953-70; Obras ineditas, v. 1-7, Madrid, 1957-62; El espectador, v. 1-8, Madrid, 1960-63; в рус. пер. - Дегуманизация искусства, в кн.: Современная книга по эстетике, М., 1957.

Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Бондаренко Н. Д., Некоторые аспекты проблемы человека в философии Ортега-и-Гассета, в кн.: Историко-философский сборник, М., 1968; Долгов К. М., Философия культуры и эстетика Xoce Ортеги-и-Гассета, в кн.: О современной буржуазной эстетике, в. 3, М., 1972; Ferrater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; Abellan J. L., Ortega у Gasset en la filosofia espanola, Madrid, [1966]; Moron A. C., El sistema de Ortega у Gasset, Madrid, 1968; Aguado E., Ortega у Gasset, Madrid, 1970.

В. С. Муравьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.