(греч. Nomokanones), сборники византийского канонического (церковного) права, включавшие императорские постановления (nomoi), касающиеся церкви, и церковного правила (kanones). Древнейший сохранившийся Н. - в 50 титулах - составлен на рубеже 6-7 вв., возможно константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Наибольшей популярностью пользовался Н. в 14 титулах (около 629-640) анонимного юриста (известного под именем Энантиофана); был переработан в 883 (переработка ошибочно приписывалась патриарху Фотию ), затем около 1090 правоведом Феодором Вестом. Н. Веста в 12 в. был дополнен толкованиями: краткими - Алексея Аристина (высоким должностным лицом константинопольского патриаршества), более подробными - Иоанна Зонары и антиохийского патриарха Феодора Валсамона. В составе Н.: постановления, приписывавшиеся церковью апостолам (в действительности датируемые 3 в.), решения вселенских и некоторых поместных соборов, извлечения из сочинений ряда церковных писателей и из кодекса и новелл Юстиниана. В толкованиях приводятся постановления императоров и патриархов, некоторые судебные казусы. Н. в 14 титулах (с толкованиями Аристина и частично Зонары) лег в основу слав. Кормчих книг .
Публ.: Rhalles G. A., Potles М., Syntagma ton theion kai hieron kanones, t. 1-6, Athnai, 1852-59.
Лит.: Бенешевич В. Н., Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII в. до 883 г., СПБ, 1905.
А. П. Каждан.