критика' (англ. 'new criticism'), течение в американской литературной критике и литературоведении; сформировалось в США в 30-е гг. 20 в. под влиянием английских критиков А. Ричардса (интерпретация с точки зрения семантики), У. Эмпсона (множественность смысловых пластов текста), философа Т. Хьюма, поэтов Т. С. Элиота и Э. Паунда. 'Н. к.' выступала против литературы социально-критической направленности, а также против социологического и марксистского литературоведения. В 40-50-е гг. 'Н. к.' приобрела монопольное влияние в США, в дальнейшем переживает кризис. Теоретические основы 'Н. к.' сформулированы в трудах А. Тейта ('Реакционные эссе о поэзии и идеях', 1936), К. Брукса ('Современная поэзия и традиция', 1939), Дж. К. Рэнсома ('Плоть мира', 1938; 'Новая критика', 1941), Р. П. Блэкмура ('Язык как жест', 1952) и др. Главную задачу 'Н. к.' видит в 'глубоком прочтении', т. е. в выявлении конкретного и одновременно всеобщего смысла текста, значимости метафор, сравнений, всей образной системы. Особое внимание 'Н. к.' уделяет расшифровке заключённой в тексте символики, отражающей глубинные мотивы поведения человека (К. Бёрк, 'Философия литературной формы. Исследование символики действий', 1941). 'Н. к.' устремлена также к выявлению многозначности (в т. ч. амбивалентности) смысла поэтических произведений, к интерпретации стиля как определённого умонастроения. Ряд приёмов, применяемых 'Н. к.' при анализе текста, продуктивен. Однако, рассматривая художественные произведения как замкнутую самодовлеющую языковую структуру ('закрытое чтение'), 'Н. к.' игнорирует его социально-исторический генезис и общественную направленность, а также сознательную целевую установку автора и его личность в социально-биографическом аспекте.
Во Франции 'Н. к.' сформировалась в конце 50-х гг. главным образом под влиянием методологии структурализма в антропологии (К. Леви-Строс ), языкознании (Ф. де Соссюр , Р. Якобсон), семиотике (Л. Ельмслев ) в полемике с традициями культурно-исторической школы и эстетикой экзистенциализма . В начале 70-х гг. 'Н. к.' составляют различные методологич. направления (например, группы 'Тель кель' и 'Шанж'). Наиболее общие теоретические принципы французскузской 'Н. к.' сформулированы Р. Бартом; её внимание сосредоточено на проблемах внутреннего строения произведений (Р. Барт), повествования и сюжетосложения (А. Ж. Греймас, К. Бремон), особенностях поэтической речи (Ц. Тодоров), что связано с построением 'неориторики' (группа 'Мю'), и др.; делаются попытки применить понятия, выработанные в генеративной лингвистике Н. Хомского , к анализу литературных текстов (Ю. Кристева).
Американские и французские ветви 'Н. к.' рассматриваются советскими исследователями как разновидности 'формального метода' в литературоведении.
Лит.: Вейман Р., 'Новая критика' и развитие буржуазного литературоведения, пер. с нем., М., 1965; Гиленсон Б., Заметки о 'новой критике', в сборнике: Вопросы эстетики, в. 8, М., 1968; Elton W., A guide to the new criticism, Chi., 1953: Barthes R., Critique et verite, P., 1966; Doubrovsky S., Pourquoi la nouvelle critique: critique et objectivite, P., 1967.
Б. А. Гиленсон ('H. к.' в США), Г. К. Косиков.