Китаро (19.4.1870, около Канадзавы, - 7.7.1945, Камакура), японский философ-идеалист, основатель т. н. киотоской школы. Профессор университета в Киото (1913-28). Философская система Н. была изложена им в конце 20 - начале 30-х гг. в работах 'Самосознающая система общего' (1929), 'Определение небытия в самосознании' (1931), 'Основной вопрос в философии' (1933). Н. стремился доказать принципиальное отличие восточной философии от западной. Своеобразие культуры Востока усматривал в присущей ей идее небытия. Небытие Н. пытался истолковать с позиций учения дзэн как представление о всеобъемлющем универсуме, который, 'будучи всем, сам есть ничто', 'действует без действующего', 'определяет без определяющего'. Несмотря на стремление Н. истолковывать свою философию как 'подлинно восточную', исходящую из буддизма, его взгляды близки в сущности западно-европейской идеалистической философии 20 в., прежде всего экзистенциализму . Согласно основной философской концепции Н., названной им 'антиинтеллектуалистической', истинное бытие достигается интуитивно благодаря особому 'способу рассмотрения вещей' или 'способу осознания себя', позволяющему якобы преодолеть противоположность объективного и субъективного. Общественное развитие Н. представляет как результат взаимодействия общего - небытия и отдельного - человеческих индивидов, подлинность отношения которых выражается в коммуникации между 'Я' и 'Ты'.
Соч.: Дзэнсю (Полн. собр. соч.), т. 1-18, Токио, 1947-53.
Лит.: Козловский Ю. Б., Концепция восточной культуры Нисида Китаро, 'Вестник истории мировой культуры', 1961, | 2; его же, Распространение экзистенциализма в Японии, в кн.: Современный экзистенциализм, М., 1966; Тосака Дзюн, Сэнсю, Дайрокукан (Избр. произв.), 6 изд., Токио, 1948; Кояма Ивао, Нисида тэцугаку (Философия Нисида), Токио, 1955; Нагао Мититака, Нисида тэцугаку но кайсяку (Комментарии к философии Нисида), Токио, 1960.
Ю. Б. Козловский.