Значение МУНКАЧИ МИХАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МУНКАЧИ МИХАЙ

(Munkacsy), собственно - Либ (Lieb) Михай (20.2.1844, Мункач, ныне Мукачево, УССР, - 1.5.1900, Эндених, близ Бонна, Германия), венгерский живописец. Учился у Э. Самоши (1862-1863), в венской и мюнхенской АХ (1865-1868), а также в Дюссельдорфе (1868-1869) у Л. Кнауса . Испытал влияние мастеров дюссельдорфской школы , барбизонской школы и Г. Курбе . Ранние произведения М. проникнуты романтическими веяниями ('Гроза в степи', 1867, Венгерская национальная галерея, Будапешт). В 1870-е гг. под воздействием революционно-демократических идей создает произведения, насыщенные активным социально-критическим пафосом, отличающиеся острой психологической убедительностью ситуаций и яркостью народных типов (принёсшая М. мировую известность 'Камера смертника', 1870; 'Щипательницы корпии', 1871; 'Ночные бродяги', 1873; все - там же). Работая над многофигурными сценами из народной жизни, М. добивается драматической насыщенности и цельности композиции с помощью пастозного, объёмно лепящего форму мазка и эмоционально насыщенного колорита, построенного обычно на напряжённых контрастах белого и коричневатых или чёрных тонов. С конца 1870-х гг., помимо островыразительных пейзажей и портретов ('Ласло Паал', около 1876-77, там же), М. всё чаще пишет религиозные, исторические и жанровые полотна, отмеченные чертами салонности и академизма ('Се человек', 1896, Музей им. Ф. Дери, Дебрецен), но обращается и к революционной тематике ('Забастовка', 1895, Венгерская национальная галерея, Будапешт). Лучшие произведения М. легли в основу реалистического направления в венгерской живописи 19 в.

Лит.: Алёшина Л. С., Михай Мункачи, М., 1960; Vegvari L., Munkacsy Mihaly elete es muvei, Bdpst, 1958.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.