Моррис (Вильям Morris, 1834 - 96) - знаменитый английский поэт,художник и общественный деятель; учился в Оксфорде, где был товарищемживописца Берне Джонса и нескольких других юношей, увлекавшихсяэстетическими идеалами. Под влиянием религиозных течений;господствовавших в 50-х гг. в Оксфорде, М. хотел вступить в духовноезвание, но вскоре всецело отдался искусству и поэзии, помещая виздаваемом им журнале: "Oxford and Cambridge Magazine" рассказы, стихи итеоретические рассуждения об искусстве. Значения картин, как чего тообособленного в области прекрасного, М. не признавал; целые искусства онсчитал украшение жизни, замену неэстетической обстановки, среди которойживет человечество, красотой во всем окружающем; отсюда увлечение егоСредними веками, так высоко поставившими декоративное искусство.Практическую Пропаганду эстетики М. начал основанием "общества охраненияпамятников старины", для противодействия администрации, безжалостноразрушавшей старинные здания, чтобы заменять их гигиеническими скверами.В конце 50-х гг. М. вступил компаньоном в торговую фирму, основавшуюфабрику художественных изделий для домашнего обихода, и вскоре сделалсяединственным владельцем ее. До сих пор обои, ковры, мебель, расцвеченныестекла и др. произведения фабрики "поэта-обойщика", как его называли вшутку, составляют необходимую принадлежность хорошо устроенногоанглийского дома. Предприятие М., вызвавшее подражания во всейанглийской промышленности, значительно подняло художественный уровеньАнглии. С той же целью поднятия декоративного искусства М. основалобщество "Arts and Crafts Society", члены которого - артисты и мастерасвоего дела - довели до совершенства книгопечатание и переплетноемастерство. М. занимался также социально-политической пропагандой, былпрезидентом "социалистической лиги", стремился к созданию новых условийдля жизни рабочих. Именно как сторонник "чистого искусства", М. считалнеобходимым условием для его развития истинносвободный труд, впротивоположность безрадостному батрачеству теперешнего рабочего. Таковаосновная мысль брошюр, памфлетов и лекций М. о социализме, в связи сэстетическим возрождением Англии ("Labour and Pleasure versus Labour andSorrow", "Hopes and Fears for Art", "Art and Socialism", "The aims ofArt", "Useful Work and useless toil" и др.). Этими же стремлениями клучшей организации труда, которая создаст на земле царство красоты,проникнут утопичесмй роман М.: "News from Nowhere". Первый сборникстихов М. вышел в 1858 г. под заглавием "The Defence of Guinevere andother poems"; в нем особенно замечательны небольшие поэмы ("Sir PeterHarpdon's End", "Shameful Death" и др.), обнаруживающие большое знаниесредневековой жизни и уменье воспроизводить чувства и настроения давноминувшей эпохи. В следующем своем эпическом произведении: "Life andDeath of Jason" (поэма в 17 книгах) М. является непосредственнымпродолжателем Чосера, влияние которого еще более ярко отразилось налучшей пьесе М. - его "Earthly Paradise". Под этим заглавием поэт собрал24 отдельные поэмы на классические и отчасти средневековые сюжеты;некоторые из них интересны сочетанием классических мотивов ссредневековым миросозерцанием, смягченным влиянием христианства. М. -большой знаток исландской литературы, он перевел в прозе несколькосеверных caг, издал "The Story of Grettir the Strong", свод несколькихсаг X в., и "The Story of the Volsungs a. Niblungs". Оригинальные поэмыМ. внушены изучением северного эпоса: "Love is Enough, or the Freeing ofPharamond" и "Tho Story of Sigurd the Volsung and the Fall of theNiblungs". В пpoзе М. написал "A Tale of the House of the Wolfings andall the Kindreds of the Mark", "The Root of the mountains" и др.рассказы из области сев. мифологии. См. ст. З. Венгеровой, в "Сев.Вестн.", 1896 г., № II. З. В.
Значение слова МОРРИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МОРРИС
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012