Мо Ди (479-400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. М.-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества - земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства , обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М.-ц. и его учеников собраны в книге 'Мо-цзы', которая в завершённом виде сложилась к концу 3 - началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения М.-ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах 'всеобщей любви и взаимной выгоды'. Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на 'простолюдинов' и 'благородных мужей', 'правящих' и 'управляемых', представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о 'всеобщей любви и взаимной выгоде' вытекают все остальные принципы учения М.-ц.: 'почитание мудрости', 'почитание единства', 'против нападений', 'за экономию в расходах' и т. д. Для обоснования принципа 'всеобщей любви' и придания ему значения космического закона М.-ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании 'небесной судьбы'. Впервые в китайской философии М.-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.
Источники: Мо-цзы сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Мо Tzu. Basic writings, transl. by В. Watson, N. Y., 1963.
Лит.: Титаренко М. Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, 'Вопросы философии', 1964, |11; его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, 'Научные доклады высшей школы, философские науки', 1965, | 6; Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, 'Вопросы философии', 1956, |1; HoIth S., Micius, Shanghai, 1935.
М. Л. Титаренко.