искусства', литературно-художественный иллюстрированный журнал, орган объединения 'Мир искусства' и писателей-символистов. Выходил в 1898/99-1904 в Петербурге (до 1901 - 1 раз в 2 недели, с 1901 - ежемесячно). Издатели в 1899 - князья М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем - С. П. Дягилев (главный редактор). С | 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа. Направленность 'М. и.' в области изобразительного искусства состояла в утверждении эстетики художественного индивидуализма, в постепенном сближении с интернациональным стилем 'модерн' , а также в популяризации русского искусства 18 - начала 19 вв. В первые годы существования журнал много внимания уделял вопросам декоративно-прикладного искусства, пропагандируя образцы народного творчества и изделия кустарных промыслов. Журнал широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной жизнью (статьи и заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западно-европейской живописи и графики). В литературной части 'М. и.', возглавлявшейся Д. В. Философовым, помещались религиозно-философсвкие сочинения Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова и Андрея Белого, во многом определявшие эстетическую и литературную программу русского символизма . Религиозно-мистические устремления и национально-мессианские надежды философов и литераторов находились в идейном противоречии со взглядами участников художественного отдела (в частности, с их 'западничеством', интересом именно к 'петербургскому' периоду истории России). В результате открытой полемики группа Философова - Мережковского покинула 'М. и.', основав свой журнал 'Новый путь' (1903-04).
Внешний облик журнала 'М. и.', в оформлении которого принимали участие К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и др., его высокое полиграфическое качество способстйовали достижению одной из главных целей объединения - поднятию общего художественного вкуса. В 1903 выходило отдельное издание 'Хроника журнала -Мир искусства|'.
Лит. см. при ст. 'Мир искусства' (художественное объединение).
Т. И. Володина.