Значение МЕЙЕРБЕР ДЖАКОМО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МЕЙЕРБЕР ДЖАКОМО

(Meyerbeer) Джакомо (настоящее имя и фамилия - Якоб Либман Бер; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина, - 2.5.1864, Париж), композитор. Родился в семье еврейского банкира. Музыкальное образование получил под руководством М. Клементи (фортепино), К. Ф. Цельтера и Г. И. Фоглера, который направил интерес М. к оперному искусству. 1816-24 провёл в Италии, где, овладевая оперным стилем, писал оперы, из которых наибольший успех имела 'Крестоносец в Египте' (1824, Венеция; 1825, Париж). С 1842 М. - генерал-музик-директор в Берлине. Оригинальный композиторский почерк М. определился к началу 30-х гг. Был связан в своём развитии с различными творческими школами (немецкой, итальянской). Создал стиль героико-романтической большой оперы . Уже ранние его сочинения обнаружили тяготение к героическим темам и образам, к широким концепциям. В 30-40-х гг. для парижского театра им написаны лучшие произведения (на либретто Э. Скриба), в том числе опера 'Роберт-Дьявол' (1831, Париж). С наибольшей полнотой и совершенством оперная концепция М. воплотилась в опере 'Гугеноты' (1836, там же; в России - под названием 'Гвельфы и гибеллины'). В 'Пророке' (1849, там же; в России - под названием 'Осада Гента', затем 'Иоанн Лейденский') обнаружились некоторые недостатки этого типа оперы, 'Африканка' (1865, постановка посмертно) свидетельствовала о его намечающемся кризисе. Основу оперного стиля М. составляют сценически-эффектное, напряжённое развитие сюжета, яркие образы героев, колоритность массовых сцен, психологические и зрелищные контрасты, стремление придать драме социальное звучание. Развитие целого подчиняется чёткой музыкально-драматургической линии с выделением общей и частных (по актам) кульминаций. М. оказал большое влияние на оперный театр 19 в., однако в дальнейшем наступила реакция против 'мейерберовщины', её внешних эффектов (порой в ущерб правдивости и эмоциональной естественности). Меньшее значение имели комические оперы: 'Северная звезда' (1854, Париж) и 'Плоэрмельское прощение' ('Динора', 1859, там же). М. принадлежат также кантаты, хоры, оркестровые произведения, театральная музыка (в т. ч. музыка к драме 'Струэнзе' М. Бера, брата композитора), фортепианные пьесы, песни.

Лит.: Кремлев Ю. А., Джакомо Мейербер, [Л.], 1936; Соллертинский И. И., Джакомо Мейербер, 2 изд., М., 1962; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера, М., 1962, с. 350-65; Curzon P. H. de, Meyerbeer, P., [1910]; Becker H., Der Fall Heine-Meyerbeer, B., 1958.

Т. Н. Ливанова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.