Значение МАНХЕЙМ КАРЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МАНХЕЙМ КАРЛ

(Mannheim) Карл (27.3.1893, Будапешт, - 9.1.1947, Лондон), немецкий социолог. Профессор Франкфуртского университета (1930). В 1933 эмигрировал в Великобританию; доцент (1933) и профессор (1945) Лондонского университета (Высшей школы экономических наук).

М. пытался создать последовательную концепцию, объясняющую природу социального знания и специфику отражения социальной действительности; заимствовал у К. Маркса положения о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, однако интерпретировал их вульгарно-идеалистически. Он полагал, что взгляды различных социальных групп продиктованы лишь их экономической заинтересованностью и прочими эгоистическими соображениями. Отвергая какой-либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений, М. пришёл к позиции исторического релятивизма. Называя свою точку зрения 'реляционизмом', М. изображал историю обществ, мысли как столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является 'частичной идеологией', то есть заведомо искажённым отражением социальной действительности, а все в совокупности - 'тотальной (общей) идеологией'. Согласно М., любая идеология представляет собой апологию существующего строя, взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво, которым противостоит столь же необъективная и пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных слоев населения. В случае прихода последних к власти утопия, по М., автоматически превращается в идеологию, и так далее. В конечном итоге концепция М. подменяет подлинно классовое сознание партикулярными интересами профессиональных слоев, поколений и т. п., среди которых он выделяет творческую интеллигенцию, как якобы стоящую вне классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества, причём лишь потенциально. Именно с интеллигенцией М. связывал надежды на сохранение буржуазной демократии в условиях так называемого 'массового общества' , подверженного социальной демагогии и опасности установления тоталитарной, фашистской диктатуры. Считая неизбежными социальную стратификацию и существование так называемой 'демократической элиты', М. особое внимание в этой связи уделял проблемам подготовки личности (воспитание и образование) к исполнению предназначенной ей социальной роли и интеграции в буржуазно-демократической системе управления обществом. Старый экономический либерализм, по М., исчерпал свои возможности, и поэтому он призывал к расширению вмешательства буржуазного государства в экономику и другие сферы общественной деятельности. Взгляды М. оказали серьёзное влияние на буржуазную социологию, в частности служили обоснованием концепции 'деидеологизации' общественных наук.

Соч.: Ideologic und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist, L., 1943; Essays on sociology and social psychology, L., 1953; Essays on the sociology of knowledge, N. Y., 1952; Freedom, power and democratic planning, N. Y., 1950; Essays of the sociology of culture, L., 1956; Systematic sociology, L., 1959; Man and society in an age of reconstruction, N. Y., 1967.

Лит.: Шафф А., 'Социология знания' Мангейма и проблема объективной истины, 'Вопросы философии', 1956, | 4; Григорьян Р. Г., Критика 'социологии знания' Карла Мангейма, в сборнике: Проблемы познания социальных явлений, М., 1968; Москвичев Л. Н., Теория 'деидеологизации': иллюзии и действительность, М., 1971; MiIIs С. W., Power, politics and people. The collected essays, N. Y., 1963; Merton R. K., Social theory and social structure, N. Y.,1968; Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y., 1970.

Э. А. Араб-оглы.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.