Значение МАНН ГЕНРИХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МАНН ГЕНРИХ

(Mann) Генрих (27.3.1871, Любек, - 12 . 3 . 1950, Санта-Моника, Калифорния), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна . Родился в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском университете. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем отделения литературы прусской Академии искусств. В 1933-40 в эмиграции во Франции. С 1936 председатель Комитета германского Народного фронта, созданного в Париже. С 1940 жил в США (Лос-Анджелес). Ранние произведения М. несут на себе следы разноречивых влияний классических традиций немецкой, французской литератур, модернистских течений конца века. Проблема искусства, художника рассматривается М. сквозь призму социальных контрастов и противоречий современного общества. В романе 'Земля обетованная' (1900) собирательный образ буржуазного мира дан в тонах сатирического гротеска. Индивидуалистические, декадентские увлечения М. сказались в трилогии 'Богини' (1903). В последующих романах М. реалистическое начало укрепляется. Роман 'Учитель Гнус' (1905) - обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодёжи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Роман 'Маленький город' (1909) в духе весёлой иронии и трагикомической буффонады изображает демократическую общественность итальянского городка. С начала 10-х годов 20 века развёртывается публицистическая и литературно-критическая деятельность М. (статьи 'Дух и действие', 'Вольтер и Гёте', обе - 1910; памфлет 'Рейхстаг', 1911; очерк 'Золя', 1915). За месяц до начала 1-й мировой войны 1914-18 М. закончил одно из самых значительных своих произведений - роман 'Верноподданный' (1914, русский перевод с рукописи 1915; первое издание в Германии 1918). В нём дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг - буржуазный делец, оголтелый шовинист - многими чертами предвосхищает тип гитлеровца. 'Верноподданным' открывается трилогия 'Империя', продолженная в романах 'Бедные' (1917) и 'Голова' (1925), в которой подводится итог целому историческому периоду в жизни различных слоев немецкого общества накануне войны. Эти и другие романы М., созданные до начала 30-х годов, по реалистической ясности и глубине уступают 'Верноподданному', однако все они отмечены резкой критикой хищнической сущности капитализма. В этом же русле развивается публицистика М. 20 - начала 30-х годов.Разочарование М. в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии постепенно приводит его к пониманию исторической роли социализма. В практике совместной антифашистской борьбы М. в эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознаёт историческую роль пролетариата (статья 'Путь германских рабочих'); против гитлеризма направлены сборники статей М. 'Ненависть' (1933), 'Настанет день' (1936), 'Мужество' (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV - 'Юность Генриха IV' (1935) и 'Зрелость Генриха IV' (1938) - вершина позднего художественного творчества М. Исторический фон дилогии - французское Возрождение; герой Генрих IV, 'гуманист на коне, с мечом в руке', раскрывается как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. Последние книги М. и романы 'Лидице' (1943), 'Дыхание' (1949),'Приём в свете' (опубликован 1956), 'Печальная история Фридриха Великого' (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958-1960) отмечены большой остротой социального критицизма и вместе с тем резкой усложнённостью литературной манеры. Итог публицистики М. - книга 'Обзор века' (1946), сочетающая в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. В книге, дающей критическую оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события. В послевоенные годы М. поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Переезду М. в ГДР помешала его смерть. Национальная премия ГДР (1949).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-4, 6, 7, 10-12, 14-15, B. - Weimar, 1965-72; Empfang bei der Welt, В. - Weimar, 1967; Der Atem, В. - Weimar, 1970; Verteidigung der Kultur..., B. - Weimar, 1971; в русском переводе - Полное собрание сочинений, т. 1-9, М., 1909-12; Сочинения [Вступительная статья И. Миримского], т. 1-8, М., 1957-58.

Лит.: Фриче В., Сатира на германский милитаризм, в книге: Германский империализм в литературе, М., 1916; Анисимов И., Генрих Манн, в его книге: Мастера культуры, 2 изд., М., 1971; Серебров Н. Н., Генрих Манн. Очерк творческого пути, М., 1964; Знаменская Г., Генрих Манн, М., 1971; Pieck W., Ein unermudlicher Kampfer fur den Fortschritt, 'Neues Deutschland', B., 1950, 15 Marz, | 63; Abusch A., Uber Heinrich Mann, в его книге: Literatur im Zeitalter des Sozialismus, B. - Weimar, 1967; Heinrich Mann 1871-1950, Werk und Leben in Dokumenten und Bildern, B. - Weimar, 1971; Herden W., Geistund Macht. Heinrich Manns Weg an die Seite der Arbeiterklasse, В. Weimar, 1971; Zenker E., Heinrich Mann - Bibliographie. Werke, B. - Weimar, 1967.

Н. Н. Серебров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.