Значение МАЙЯ (ИНДЕЙСКИЙ НАРОД В МЕКСИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МАЙЯ (ИНДЕЙСКИЙ НАРОД В МЕКСИКЕ)

индейский народ в Мексике (полуостров Юкатан) (340 тысяч человек, 1970) и в Белизе (13 тысяч человек). Язык М. относится к семье языков майя-киче. Часть М. знает испанский язык. По религии М. формально католики, но фактически у них сохраняются пережитки дохристианских верований. Основное занятие современных М. - земледелие.

М. - создатели одной из древнейших цивилизаций Америки, существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Возникновение цивилизации М. тесно связано с ольмекской культурой в Мексике. Древние М. занимались подсечно-огневым земледелием, выращивая кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, корнеплоды, хлопчатник; разводили индюков и собак, мясо которых шло в пищу; занимались также охотой, рыболовством и пчеловодством. В 1-м тысячелетии н. э. у М. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль , Копан , Чичен-Ица , Ушмаль . В 9 веке большинство городов М. погибло, по-видимому, вследствие вторжения руководимых тольтеками индейских племён. В 10 веке на Юкатане возникло новое майя-тольтекское государство, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства. Господствующий слой в обществе М. составляли военная знать и жрецы (жречество имело сложную иерархию). У М. сохранялись пережитки родовых отношений, было развито рабство. Жители селений, составлявших территорию общины, несли различные повинности. В городах было развито ремесленное производство. Существовала многочисленная прослойка купцов. М. создали свою иероглифическую письменность (см. Майя письмо ) . Они обладали научными знаниями в области математики, медицины, астрономии (в частности, существовал детально разработанный календарь, с помощью которого они определяли сроки сельскохозяйственных работ). В религии М. особенно почитали божества дождя и ветра.

Из-за героического сопротивления М. начавшееся в 1527 завоевание Юкатана испанцами продолжалось многие десятилетия. М. неоднократно восставали и после установления независимости Мексики (крупнейшие выступления в 1847-54 и в 1904).

Древние сооружения М., помещенные на стилобатах, - четырёхгранные ступенчатые пирамиды, на усечённых вершинах которых находятся небольшие храмы (например, 'Храм Солнца' в Паленке, 2-я половина 7 века), а также узкие длинные здания (резиденции правителей, жречества и знати), которые группируются вокруг замкнутых дворов, и площадки для культовых игр. Скульптура (первоначальный материал - дерево, затем - известняк), представленная рельефами на стенах храмов и стелах (весьма схематичными до 4 века, более естественными в 7 - начале 8 веков), получила особенное развитие во 2-й половине 8-9 веков, когда образовались местные школы (Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан и Киригуа). В это время появились уравновешенные многофигурные композиции, в которых плоский рельеф свободно сочетался с горельефом. Совершенства достигла мелкая пластика (статуэтки из терракоты и изделия из полудрагоценных камней). Живопись М. представлена настенными росписями (яркие по цвету росписи храма в Бонампаке, 2-я половина 8 века) и изображениями на сосудах (мифологическая или историческая тематика). Известны рисунки в иероглифических рукописях М. (среди них своим художественным уровнем выделяются рисунки в 'Дрезденской рукописи'). В майя-тольтекский период на полуострове Юкатан крупными архитектурно-художественными центрами были города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

Лит.: Ланда Д., Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г., перевод со староиспанского, М. - Л., 1955; Народы Америки, т. 2, М., 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М. - Л., 1963; Галленкамп Ч., Майя, перевод с английского, М., 1966; Кузьмищев В., Тайна жрецов майя, М., 1968; Кинжалов Р. В., Искусство древних майя, М. - Л., 1968; его же. Культура древних майя, Л., 1971 (библиография); Morley S. G., The ancient Maya, 3 ed., Stanford, [1956]; Сое M. D., The Maya, N. Y. - Wash., [1966]: Kidder A., Samayoa Chinchilla C., The art of the ancient Maya, N. Y., 1959; Martinez Paredez D., Un continente у una cultura. Мeх., 1960; Wadepuhl W., Die alten Maya und ihre Kultur, Lpz., 1964; Maya, Fribourg, [1964].

Большая советская энциклопедия, БСЭ.