Значение ЛЮТЕР МАРТИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛЮТЕР МАРТИН

(Luther) Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Саксония, - 18.2.1546, там же), глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма ( лютеранства ). Родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Л. поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия). В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви (смотри статью Германия , Исторический очерк), Л. выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Л. объявил веру христианина единственным путём 'спасения души', которое даруется ему непосредственно богом (тезис об 'оправдании одной верой'); Л. утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность 'отдаваться вере' (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Л. отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Л. отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Л. ограничивал наставлением христиан в духе 'смирения' и 'сокрушения сердца', осознания человеком его полной зависимости от 'милости божьей' в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Л. нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала 16 века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление 'реабилитировать' светскую деятельность, с другой - консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

Тезисы Л. были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Л. Опираясь на общественное движение в Германии, Л. отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом . В 1520 Л. публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении 'К христианскому дворянству немецкой нации' Л. объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520-21, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться ,и на политическую арену выступил Т. Мюнцер , показавший новое, народное понимание Реформации, Л. стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что 'христианскую свободу' следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 Л. искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Л. против радикально-бюргерских направлений Реформации ( Карлштадт и др.) и особенно против революционной борьбы народных масс. Л. указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-26 он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

Историческое значение деятельности Л. прежде всего в том, что его выступлением был дан толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества. Вместе с тем лютеровская Реформация, порвав с общенародным движением, центром которого она вначале являлась, сделалась впоследствии опорой власти феодальных князей. Важное значение имело провозглашение Л. идеи независимости светского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов.

В историю немецкой общественной мысли Л. вошёл и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с 'папистами' стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Л. перевод на немецкий язык Библии (1522-42), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt 1-4, 1882-1972 (издание продолжается); Hilfsbuch zum Lutherstudium, hrsg. von K. Aland, 3 Aufl., Weimar, 1970.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 422-23; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации (к 450-летию немецкой реформации), в сборнике: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Muller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle, 1964; Zschabitz G., М. Luther, Grobe und Grenze, Tl 1 (1483-1526), В., 1967; Trebs H., Martin Luther heute, В., 1967.

М. М. Смирин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.