Значение ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ

Антон Павлович [30.7(10.8).1737, Глухов, ныне Сумской области УССР, - 23.11(4.12).1773, Петербург], русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в Петербурге; учился в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и АХ (1758-60). Пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). В произведениях 1760-х годов ('Чудесный улов рыбы', 1762, 'Жертвоприношение Авраама', 1765, 'Каин', 1768, 'Зевс и Фетида', 1769, - все в Русском музее, Ленинград), отмеченных тщательным изучением человеческого тела, образцов античного искусства, Л., не порывая с традициями позднего барокко (патетичностью образов, динамикой композиции), постепенно приближается к рассудочной ясности классицизма . Для центрального произведения Л. 'Владимир перед Рогнедой', посвящённого эпизоду древнерусской истории, вместе с условно-академической трактовкой сцены, чрезмерной риторикой жестов характерно желание передать естественные эмоции, раскрыть сложный этический конфликт. Незаконченная картина 'Прощание Гектора с Андромахой' (1773, Третьяковская галерея), отличающаяся строгой, хотя и несколько перегруженной композицией, в возвышенных образах раскрывает идею патриотичности долга. Особенной жизненной убедительностью среди портретов Л. выделяются портреты П. И. Шувалова (1760, Русский музей) и Ф. Г. Волкова (1763, Русский музей; повторение - в Третьяковской галерее). Многочисленные рисунки Л. примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. С 1770 Л. - профессор АХ (в 1772-73 директор). Составитель учебного пособия для АХ - 'Изъяснение краткой пропорции человека...' (1772). Оказал воздействие на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова и других.

Лит.: Каганович А. Л., Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия, М., 1963.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.