Ле Нен (Le Nain), французские живописцы, братья: Антуан (около 1588, Лан, Пикардия, - 25.5.1648, Париж), Луи (около 1593, Лан, - 23.5.1648, Париж), Матье [около 1607, Лан, - 20.4.1677, Париж(-)]. С конца 1620-х гг. имели общую мастерскую в Париже и часто работали совместно. Приписываемые Антуану Л. безыскусственные групповые портреты на медных досках дробны по композиции и однообразны по характеристикам ('Семейный портрет', 1642, Лувр, Париж). Луи Л., ученик Антуана, в 1630-е гг. испытал влияние караваджизма , писал преимущественно сцены из крестьянской жизни. Его герои серьёзны, наделены высоким чувством собственного достоинства. Чёткие композиционные построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния, пластическая завершённость формы, благородство серебристо-серой гаммы определяют ясный эмоциональный строй его картин. Луи Л. монументализирует обыденное явление, придаёт фигурам крестьян торжественную значительность, не утрачивая при этом полноты жизненной характеристики ('Возвращение с сенокоса', 1641, 'Трапеза крестьян', 1642, 'Кузница' - все Лувр, Париж; 'Отдых всадника', 1640-е гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон; 'Семейство молочницы', 1640-е гг., Эрмитаж, Ленинград). Возвышенное понимание природы Луи Л. сближается с её трактовкой у Н. Пуссена . Матье Л. сначала работал в крестьянском жанре. Позднее писал главным образом сцены из дворянского быта ('Игроки в трик-трак', Лувр, Париж).
Лит.: Лазарев В. Н., Братья Ленен, Л. - М., 1936; [Нерсесов Н.] (авт.-сост.). Братья Ленен. [Альбом], М., 19661 Fierens P., Les Le Nain, P., 1933.