Значение ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ

марксизм' , идейно-политическое течение части передовой российской буржуазии, пытавшейся использовать для обоснования развития капитализма в России отдельные положения экономического учения Маркса; возникло в 90-х гг. 19 в. В. И. Ленин охарактеризовал это течение как 'отражение марксизма в буржуазной литературе'. Главные представители 'Л. м.' П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев выступали в легальной прессе (отсюда название), издавали журнал 'Новое слово', 'Начало', 'Жизнь'. Наиболее ярким выражением идейной направленности 'Л. м.' в начальный период его существования явилась книга Струве 'Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России' (1894). 'Легальным марксистам' была чужда идея пролетарского социализма, но их вполне устраивало, что марксизм обосновывал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом, доказывал закономерный характер смены феодализма капиталистической общественно-экономической формацией. Подвергая критике народников как защитников мелкого производства, Струве в то же время восхвалял капитализм, усматривая в нём высшую ступень развития общества, призывал 'признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму', замалчивал его классовые противоречия. Он пытался 'подправить' учение Маркса о государстве, подменить марксистскую теорию революционного ниспровержения капитализма либеральной теорией реформирования буржуазного общества. 'Это были буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму,... а к буржуазному либерализму' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Отрицая социализм как науку, 'Л. м.' выступал против философских основ марксизма. Струве, Булгаков подменяли исторический материализм 'экономическим материализмом', который сводили к прямой зависимости между прогрессом социальным и прогрессом экономическим. Лидеры 'Л. м.' как теоретики формировались под воздействием различных буржуазных школ и течений, а также бернштейнианства . Связь с ним ярко выявилась в 1899, когда Струве в своей итоговой статьей 'Марксова теория социального развития' попытался придать ревизионизму 'гносеологическое' обоснование, одновременно отстаивая свой приоритет в ревизии отд. положений марксизма. Противоречивый в теоретическом отношении, 'Л. м.' в то же время четко выражал стремление буржуазных теоретиков '... взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии... и отбросить 'только' живую душу марксизма, 'только' его революционность' (там же, т. 26, с. 227).

Будучи противниками революционного марксизма, Струве и его сторонники в то же время выступали, хотя и нерешительно, против самодержавия, за буржуазно-демократические свободы, критиковали народничество. Поэтому революционные марксисты пошли на временный союз с 'легальными марксистами', который был использован для совместной борьбы с общим противником - народнической идеологией - основным препятствием на пути распространения марксизма в России. В 1895 был издан сборник статей 'Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития', в котором приняли участие социал-демократы и 'легальные марксисты'. В сборнике была помещена статья Ленина 'Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве', в основу которой положен его реферат 'Отражение марксизма в буржуазной литературе', прочитанный в кружке петербургских марксистов в 1894. В статье Ленин вёл борьбу и против народников и против либерально-буржуазных фальсификаторов марксизма, подверг критике буржуазный объективизм 'легальных марксистов', открыто защищавших капитализм, отстоял и развил принцип партийности марксистской философии. Доступ революционных марксистов в легальные журналы полностью оправдал временный союз с 'Л. м.'. 'Благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)' (там же, т. 6, с. 16). Завершив разгром народничества, Ленин нанёс решительный удар 'Л. м.'. В ряде статей он показал его эволюцию: начав как временные попутчики социал-демократов, 'легальные марксисты' в период напряжённой борьбы революционных марксистов с 'экономистами' окончательно перешли на позиции буржуазного либерализма. Критика Лениным 'Л. м.' явилась началом целой исторической полосы в борьбе революционных марксистов против международного ревизионизма. Ко времени выхода 'Искры' (декабрь 1900) 'Л. м.' как идейное течение перестал существовать. В дальнейшем бывшие лидеры 'Л. м.' (Струве, Туган-Барановский и др.) стали врагами большевизма, составив ядро буржуазной кадетской партии. После Октябрьской революции 1917 они входили в состав контрреволюционных белогвардейских 'правительств', а в эмиграции вели активную антисоветскую деятельность.

Лит.: Ленин В, И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же. Что делать-, там же, т. 6; его же, Предисловие к сборнику 'За 12 лет', там же, т. 16; его же, Крах 2-го Интернационала, там же, т. 26; Плеханов Г. В., Статьи против П. Струве, Соч., 3 изд., т. 11, М.-Л., 1928; История КПСС, т. 1, М., 1964; Шириков Л. В., Разоблачение В. И. Лениным струвизма (1894-1901), в сборнике: В. И. Ленин - основатель и вождь КПСС, М., 1960.

Ю. А. Аксенов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.