Значение КУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Александр Иванович [26.8(7.9).1870, г. Наровчат, ныне Пензенской области, - 25.8.1938, Ленинград], русский писатель. Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, 4 г. служил в пехотном полку в Подольской губернии В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 жил в Петербурге. В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 - с М. Горьким и группой писателей-'знаньевцев' (см. ' Знание' ) . В 1905 опубликовал в сборнике 'Знание' лучшее своё произведение - роман 'Поединок'. В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 К. находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину.

Наиболее плодотворно творчество К. доэмигрантской поры, особенно в период общественного подъёма до и во время Революции 1905-07. В историю отечественной литературы вошёл как автор повестей и романов: 'Молох' (1896), 'Олеся' (1898), 'Поединок' (1905), 'Яма' (1 ч. 1909, 2 ч. 1914-15), а также как крупный мастер рассказа: 'В цирке', 'Болото' (оба - 1902), 'Трус', 'Конокрады' (оба - 1903), 'Мирное житие', 'Корь' (оба - 1904), 'Штабс-капитан Рыбников' (1906), 'Гамбринус', 'Изумруд' (оба - 1907), 'Суламифь' (1908), 'Гранатовый браслет' (1911), 'Листригоны' (1907-11), 'Чёрная молния', 'Анафема' (оба - 1913) и др. В эмигрантский период написаны повести 'Юнкера' (1928-32) и'Жанета' (1932-33), нескольких очерков и рассказов (последние - преимущественно по воспоминаниям). К. принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений острогражданственны и злободневны: 'Молох' - резкое обличение буржуазного 'прогресса'; 'Поединок' разоблачает царскую армию; 'Яма' - попытка помочь современному обществу изжить язву проституции. В творчестве К. сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, К. обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно 'средний' русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях К. занимают колоритные образы простых людей из народа. Писатель склонен к изображению психологии 'групповой', 'профессиональной', устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают К. одним из самых читаемых писателей и в наши дни.

Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.

Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. К. Паустовского], т. 1-6, М., 1957-58; Собр. соч. [Вступ. ст. К. Чуковского], т. 1-9, М., 1964; Собр. соч. в девяти томах. [Вступ. ст. ф. И. Кулешова], т. 1-8, М., 1970-73 -; Забытые и несобранные произведения. Подгот. текста, прим. и материалы к биографии Э. М. Ротштейна, Пенза, 1950; О литературе. [Сост. и автор вступ. ст. ф. И. Кулешов], Минск, 1969.

Лит.: Боровский В., А. Куприн, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Берков П. Н., А. И. Куприн. Критико-биографический очерк, М. - Л., 1956; Афанасьева., А. И. Куприн. Критико-биографический очерк, М.. 1960; Волков А., Творчество А. И. Куприна, М., 1962; Кулешов ф. И., Творческий путь А. И. Куприна, Минск, 1963; Куприна-Иорданская М. К., Годы молодости, М., 1966; Куприна К. А., Куприн - мой отец, М., 1971; Крутикова Л. В., А. И. Куприн, Л., 1971; История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель, М. - Л., 1963.

И. А. Питляр.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.