(Cunow) Генрих (11.4.1862, Шверин, - 26.8.1936, Берлин), один из теоретиков германской социал-демократии, историк, социолог, этнограф, публицист. Родился в бедной семье рабочего сцены. Был бухгалтером. Примкнув к социал-демократическому движению, сотрудничал в социал-демократической прессе; с 1902 член редколлегии 'Форвертс' ('Vorwarts'). В годы 1-й мировой войны 1914-18 социал-шовинист, после войны оставался на крайне правых позициях в социал-демократии. В 1917-23 редактор теоретического журнала германской социал-демократии 'Нойе цайт' ('Die Neue Zeit') (сменил на этом посту центриста К. Каутского). В 1919-30 профессор Берлинского университета, в 1919-24 директор Музея народоведения. К. - автор многочисленных, в основном компилятивных, работ по истории первобытного общества, эклектически сочетавших некоторые положения марксизма с теориями, заимствованными из буржуазной этнографии 'экономические направления'. Работа К. 'Теологическая или этнологическая история религии-' была переработана И. И. Скворцовым-Степановым и издана на русском языке под названием 'Происхождение нашего бога' (1919, новое издание 1958). Общая концепция труда К., посвященного Великой французской революции (вышел в свет в 1908, в русском переводе - 'Борьба классов и партий в Великой французской революции 1789-1794 гг.', 3 изд., 1923), направлена против буржуазного либерализма. Вместе с тем эта работа даёт неправильную оценку роли отдельных классов и партий и ряда проблем якобинской диктатуры.
В более поздних работах предпринял попытку прямой ревизии многих положений марксизма. Социология в работах К. сближается с позитивистской эволюционной теорией, соединённой с экономическим материализмом. Против учения марксизма-ленинизма о пролетарской революции и диктатуре пролетариата направлен главный философский труд К. 'Марксова теория исторического процесса общества и государства' (т. 1-2, 1920, русский перевод 2-го тома 1930). В 4-томном исследовании 'История хозяйства' (1926 - 31, русский перевод 1-го тома - 'Хозяйство первобытных и полукультурных народов', 1929) К. полностью игнорирует понятие социально-экономической формации. История в трактовке К. - это процесс постепенных социальных изменений, в которых 'политические революции' будто бы не играют существ. роли.
Соч. в рус. пер.: Социология и этнология, СПБ, 1905; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Очерки по истории первобытной культуры, ч. 1, Минск, 1923 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М. - Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926.