Значение КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (В ЭТНОГРАФИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (В ЭТНОГРАФИИ)

школа в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. 'теория культурных кругов'. Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в книге 'Метод этнологии'(1911). В их основе - идеалистическая концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно которой история не знает закономерностей, исторические явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра. В работах представителей К.-и. ш. главное внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной территории выявляется определённое сочетание элементов материальной и духовной культуры и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к перемещению и напластованиям нескольких культурных кругов, оторванных от конкретных народов - создателей культуры. Разновидностью К.-и. ш. является венская католическая школа во главе с австрийскими патерами В. Шмидтом и В. Копперсом . Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал австрийский археолог О. Менгин.

Лит.: Левин М. Г., Токарев С. А., 'Культурно-историческая школа' на новом этапе, 'Советская этнография', 1953, т. 4; Токарев С. А., Венская школа этнографии, 'Вестник истории материальной культуры'. 1958, | 3 .

М. Г. Левин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.