Значение слова КУКРЫНИКСЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КУКРЫНИКСЫ

(псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). Как художники-сатирики К. заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, К. первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта К. оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ('Правда', 'Крокодил' и др.), К. выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: 'Транспорт', тушь, 1933-34; 'О дряни', тушь, гуашь и др., 1959-60). Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и 'Окна ТАСС', созданные К. в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ('Беспощадно разгромим и уничтожим врага!', 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира К., бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ('Поджидатели войны', тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты К. удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества К. также много работают над шаржем.

С 20-х гг. К. выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: '12 стульев' (тушь, 1933 и 1967) и 'Золотой телёнок' (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, 'Господа Головлёвы' и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), 'Дама с собачкой' и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), 'Жизнь Клима Самгина' (1933), 'Фома Гордеев' (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и 'Мать' (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, 'Дон Кихот' Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.

В станковой живописи К. также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия 'Старые хозяева', 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ['Бегство фашистов из Новгорода', 1944-46, Русский музей, Ленинград; 'Конец', 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; 'Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)', 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ('Таня', 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод К.: мастера добиваются единого, 'кукрыниксовского' почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Лит.: Горький М., Собр. соч., т, 26, М., 1953, с. 233-35; Демосфенова Г. Л., Кукрыниксы, М., 1960; Соколова Н. И., Кукрыниксы, М., 1962.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.